Имена

«Женщина должна быть под мужчиной…»

Анжелика Заозерская, Труд, 13.04.2007
Актриса театра и кино Ирина Мирошниченко неожиданно для себя стала героиней документального фильма «Женщины против мужчин», премьера которого состоялась на Первом канале в марте. Но оказалось, что преподнесенная зрителям история личной жизни актрисы не соответствует действительности. Поэтому Ирина Петровна нарушила обет молчания, который она хранила по отношению к журналистам на протяжении последних лет, и наконец-то рассказала о своих любовных романах, а также о том, как тяжело быть красавицей.

 — Ирина Петровна, в свое время о вашем браке со знаменитым литовским режиссером Витаутасом Жалакявичюсом судачила вся Москва. Никому не хотелось, чтобы талантливая, красивая актриса вслед за мужем отправилась в Прибалтику. И вы предпочли остаться, отказавшись от своего счастья…

 — То, что рассказали обо мне и Жалакявичюсе в фильме «Женщины против мужчин», не что иное, как чума. Во-первых, я не давала никакого интервью вообще, за меня весь текст кто-то придумал и озвучил. Во-вторых, я ни в коей мере не против мужчин, скорее, наоборот. В-третьих, мы расстались с Витаутасом вовсе не потому, что у нас не было детей, как утверждается в этом фильме. Жалакявичюс вообще никогда не заикался о детях, более того, я думаю, он не хотел иметь детей со мной. Ведь у него был ребенок и была семья, которую он ради меня бросил. Права народная мудрость, что на чужом несчастье своего счастья не построишь, и благодаря браку с Витаутасом я сполна убедилась в этом. Возможно, мы бы с ним и не дошли до загса, если бы вся Москва не гудела о нашем романе. А так нам ничего не оставалось другого, как пожениться. Правда, еще до свадьбы я очень сомневалась: хочу ли я быть с этим человеком или могу без него обойтись. Мы с Витаутасом очень быстро поняли, что «погорячились» связывать себя узами Гименея. Режиссер он, действительно, великий, только вот жить с ним не очень-то легко. Но мы расстались интеллигентно, сказав друг другу «нет», и все.

 — Неужели Жалакявичюс так просто взял и отпустил вас?

 — Тогда ходили разные слухи о нашем разрыве, вплоть до того, что он залепил мне пощечину на прощание, но этого не было. Я не позволяла ни одному мужчине со мной плохо обращаться. Если вдруг чувствовала холодок со стороны любимого человека, то уходила сама. Но что делать, если ты больше не «тонешь» в глазах вчера еще обожаемого человека, если его руки перестают тебя волновать, если ты больше не ощущаешь волшебства мира в его присутствии? Нередко сам человек не может объяснить, почему он разлюбил или его разлюбили. Если мы не может назвать истинную причину разрыва или развода, тогда как ее могут знать посторонние? Я никогда не рассказывала о своих мужьях и любовниках, потому что не хотела совершать предательство по отношению к ним. Только подлые или глупые люди рассказывают посторонним о своих интимных отношениях.

 — А может, снявшись в картине Жалакявичюса «Это сладкое слово свобода», вы невольно накликали беду? Теперь вы точно знаете — какой у свободы вкус…

 — Я никогда не рвалась в феминистки. Более того, у меня всегда была четкая позиция, что женщина должна быть под мужчиной. Несмотря на всю свою независимость, я умела быть ручной, нежной, ласковой. Мне не нравятся те женщины, которые режут правду в глаза мужчине, потому что это не умно. А к своей свободе я не стремилась.

 — И по большому счету эта тактика — угождать мужчине — приносила свои плоды: главные роли в театре, покровительство режиссеров, не так ли?

 — Я и сама всегда была «крутой», и работала как вол. Не поверите, но не могу вспомнить и половину фильмов, в которых снималась, потому что их было очень много. А театр, в котором я служу больше 40 лет? Сейчас молодые актрисы совсем другие — они легко могут бросить роль, родить ребенка, уехать на съемки фильма, тогда как раньше во МХАТе все было иначе. Для моего поколения играть на прославленной сцене было равносильно полету в космос. Легендарные артисты МХАТа — Алла Тарасова, Ангелина Степанова, Ольга Андровская, Борис Ливанов, Алексей Грибов — были пригвождены к сцене. Грибов пережил инфаркт во время спектакля, но доиграл его до конца. Причем такая самоотверженность со стороны артистов была правилом, а не исключением. Возможно, мне следовало бы поберечь себя, но жизнь уже прошла, как говорил один из героев Чехова.

 — Ирина Петровна, а молодые актрисы театра прислушиваются к вашим замечаниям?

 — Когда я поступила в труппу театра, знаменитые актрисы — и Тарасова, и Андровская — меня постоянно учили, как надо говорить, как вести себя, как одеваться. Им не нравилась моя челка, которая нависала на глаза, мои длинные волосы, джинсы… Я все время слышала наставления: «Ира, будь строже, глубже, лаконичнее». Борис Ливанов ругал меня за ужимочки, за кокетство. Я пыталась следовать их советам, хотя в душе считала их несколько старомодными. Теперь я кажусь старомодной для молодых актрис. 

 — Раньше вы были первой актрисой Олега Ефремова, тогда как у нынешнего главного режиссера театра — свои любимые актрисы. Вам обидно, что все так изменилось?

 — Никаких обид нет. Олег Павлович Табаков — чудный человек: добрый, порядочный, умный, и я это говорю без всякого лукавства. При его руководстве МХАТ стал менее политизированным театром, очень живым, разнообразным, современным. Табакову удается сочетать в себе почти невозможное — талант художника, творца и организаторские способности. В театре готовятся 15 спектаклей, а выходит всего 5. Олег Павлович отбирает премьеры очень строго. Всем советую посмотреть спектакль «Последняя жертва», в котором замечательно играют Олег Табаков и Марина Зудина. Может, ее героиня уступает героине Алле Тарасовой, тем не менее это очень талантливая работа.

 — Ирина Петровна, какую из своих ролей вы считаете самой удачной?

 — Роль Елены Андреевны в картине Андрона Кончаловского «Дядя Ваня». На эту роль претендовала замечательная актриса Елена Соловей, но режиссер предпочел меня. За свою творческую жизнь я переиграла всего Чехова, но тогда это было в первый раз. Благодаря фильму «Дядя Ваня» я первый раз в своей жизни увидела Париж, о котором мечтала с детства. Я была девочка из бедной семьи, но мама хотела, чтобы ее дочь читала стихи Бодлера в подлиннике, и в молодости я замечательно знала французский язык. Правда, тогда в Париже у меня украли кошелек с деньгами и билетами, чего я никак не ожидала от этого прекрасного города.

 — У парижанок вы уловили шарм и шик, который стал частью вашего имиджа?

 — У меня московский шик, который ни в чем не уступает французскому. Коренные москвички, к числу которых я принадлежу, такие стильные штучки, что затмят любую парижанку. Мужчины постоянно испытывают на себе силу московского шарма…

 — Шарм — это нечто неуловимое, ускользающее, тогда как красота — объективная реальность. Трудно быть красавицей, обладающей еще и шармом?

 — Я никогда не считала себя красивой, но очень хотела ею быть. Красота всегда вызывает зависть и поэтому очень осложняет жизнь. Но сейчас меня беспокоит уже не моя красота и даже не желание ее сохранить, а мысль, как достойно встретить старость. Я категорически против пластических операций, в результате которых перекашивается, искажается лицо, и только. Ведь какими бы волшебниками ни были хирурги, молодость они все равно не вернут. А разве приятно смотреть на себя в зеркало и видеть чужое лицо? Я считаю, что стремление помолодеть с помощью пластики — это все от лукавого.

 — Вы не боялись предстать на экране дурнушкой?

 — В фильме «Жаба» я сыграла журналистку, которая пыталась покончить с собой. И я так изуродовала свое лицо, что меня никто не узнавал. Но мой эксперимент очень не понравился зрителям. После этого неудачного опыта я поняла, что артист должен соответствовать тому, что от него ждет публика.

 — Ирина Петровна, не жалеете о том, что не познали радости материнства?

 — Разумеется, жалею, но ничего уже не вернешь. Я в течение 16 лет играла Машу в спектакле «Три сестры», поэтому не позволяла себе рожать. Если бы я начала жизнь сначала, то в первую очередь стала бы матерью.

 — Почему вы так мало снимаетесь в кино?

 — Я сделала первый шаг в сегодняшний кинематограф — снялась в сериале «Капитанские дети», который сейчас идет по Первому каналу. Что же касается серьезного кино, то оно не обращает на меня внимания. Но я к этому отношусь легко: не нужна — значит, не нужна. Ведь насильно мил не будешь. Хотя это не означает, что я осталась без работы. У меня есть МХТ, в трех спектаклях которого я сейчас играю (в том числе и в «Тартюфе»), я участвую в антрепризном спектакле —«Безумство любви» и выступаю с концертами. Так что при желании работу всегда можно найти.

 — Работу найти не трудно, а как быть с любовью?

 — Я всегда была влюбчивой и не утратила этой способности по сей день. Правда, когда наступает момент прозрения и ты видишь, что твой король — голый, начинаешь тихо его ненавидеть, превращаясь при этом в злую ведьму. В этом состоит парадокс любви.
Пресса
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Юбилейный вечер Ирины Мирошниченко прошел в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2022
К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
МХТ имени Чехова открывает 124-й сезон, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 3.09.2021
О спектакле «Татуированная роза», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019
«Массовка не считается», Анастасия Орлова, Театрал, 27.10.2017
Бронза, серебро и золото за верное служение театру, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.10.2017
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Юбилей Ирины Мирошниченко в родном театре, Владимир Сабадаш, Мир женской политики, 28.09.2017
Загадки Ирины Петровны, Виктор Борзенко, Театрал, 8.09.2017
Открытие сезона в МХТ, видеосюжет журнала «Театрал», 31.08.2017
Ирина Мирошниченко: Свобода и независимость — разные понятия, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.07.2017
Ирина Мирошниченко — «Легенда сцены»!, Виктор Борзенко, Театрал, 25.07.2017
Путин поздравил актрису Мирошниченко с 75-летием, видеосюжет телеканала «Мир 24», 24.07.2017
Актриса Ирина Мирошниченко празднует юбилей, видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 24.07.2017
Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, телеканал «Культура», 24.07.2017
Ирина Мирошниченко: «Затишье мне не грозит», Денис Сутыка, Культура, 20.07.2017
Три роли Ирины Мирошниченко, Сусанна Альперина, Российская газета, 19.07.2017
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Театр рождается по необходимости, Александр Малюгин, Аргументы недели, 11.08.2016
В Москве стартует новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 4.08.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
«Чайки» в свете рампы МХТ, Марина Эратова, Закулисье, 4.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Катерина Вахрамцева, Time Out, 29.10.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
В МХТ отметили 117 день рождения театра, видеосюжет Пятого канала, 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
В МХТ вручили награду за долгую службу в театре, видеосюжет телеканала ОТР, 26.10.2015
В МХТ чествовали старейших артистов и сотрудников театра, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2015
Новый сезон в МХТ имени Чехова открылся тремя спектаклями, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2015
Ирина Мирошниченко в программе «Наедине со всеми», Юлия Меньшова, Первый канал, 28.07.2015
День рождения Пушкина отметили «Ночью поэзии», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 6.06.2015
Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет «Новых известий», 1.04.2015
В России стартовал Год литературы, видеосюжет Пятого канала, 29.01.2015
Ирина Мирошниченко: «Я дала себе зарок не мечтать», Владимир Ермолаев, Невское время, 9.08.2014
Легендарный МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет Первого канала, 26.10.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Ирина Мирошниченко: «Я сама не из тех, кто шумит. ..», Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 15.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
Талантлива вдвойне, Виктор Борзенко, Новые известия, 17.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В Доме кино чествовали актрису Ирину Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Я родилась», видеосюжет телеканала «Культура», 25.07.2012
Любимой киноблондинке — 70 лет!, видеосюжет Общенационального телевидения Беларуси, 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «В списке счастья — почти вся жизнь!», Наталья Тендора, Союз кинематографистов РФ, 24.07.2012
Актриса Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, видеосюжет МТРК «Мир», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Сумасшедшая жизнь, но она моя!», видеосюжет телеканала «Культура», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, видеосюжет Пятого канала, 24.07.2012
Нетипичная блондинка Ирина Мирошниченко, фотолента РИА-Новости, 24.07.2012
Александр Лукашенко поздравил Ирину Мирошниченко, Посольство Республики Беларусь в РФ, 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Очень часто плачу от того, что одинока», Юлия Хожателева, Комсомольская правда, 24.07.2012
Юбилей главной блондинки советского кино, видеосюжет телеканала «Россия-24», 24.07.2012
Мэр поздравил с юбилеем Ирину Мирошниченко, радиостанция «Говорит Москва», 24.07.2012
Актриса Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, «Вести», телеканал «Россия-24», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: Жить со мной непросто, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 23.07.2012
Папино наследство, Виктор Борзенко, Новые известия, 27.01.2011
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
Женщина под мужчиной, Юлия Гончарова, Московский Комсомолец, 3.07.2007
«Женщина должна быть под мужчиной…», Анжелика Заозерская, Труд, 13.04.2007
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.04.2004
Ирина Мирошниченко сыграла актрису, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 23.09.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Ирина Мирошниченко нашла свое женское счастье, Сергей Легорин, АиФ Суббота-воскресенье, 6.03.2001