Михаил Филиппович Шатров

Имена

(3.4.1932, Москва — 23.5.2010, Москва)

Настоящая фамилия Маршак.

Драматург. Окончил Горный институт в 1956 г., до того уже дебютировав в театре. Неоднократно разрабатывал “молодежную тему”. Делал опыты сценического репортажа (“Погода на завтра” — драматический хронометраж одного дня на автозаводе, “Современник”, 1973). Но его призванием оказался жанр документальной публицистической драмы. Срабатывала сильная и неожиданная логика, энергичная подача фактов, сводимых в монтаже (излюбленный прием — пристальное рассмотрение событий исторического дня, ставящих всех перед нравственной и политической дилеммой). Темперамент гражданственного расследования сблизил драматурга с “Современником” (наиболее яркая работа — “Большевики”, 1967, реж. Олег Ефремов). После прихода Ефремова в МХАТ, где Шатров ставился и раньше (“Шестое июля”, 1965), они продолжили сотрудничество. МХАТ упорно боролся за право показать драму “Так победим!”. В этой работе, однако, взаимное тяготение как бы исчерпало себя: следующая пьеса (“Брестский мир”), задержанная цензурой на долгие годы, в конце 80‑х пошла у вахтанговцев, “Революционный этюд” и “Диктатура совести” — в “Ленкоме”. Не пошла в Художественном театре и предлагавшаяся ему пьеса “Дальше… Дальше… Дальше…”. По мере идеологических переориентаций в постсоветском обществе театры все меньше разделяли стремление драматурга очистить идеалы социализма от того, что он предполагал их искажением, а не природой. Пьесы Шатрова сошли с репертуара, а сам он выезжал на некоторое время работать в США. Вернувшись в Россию в 1994 г., к драматургии уже не обращался.

И. Соловьёва