ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
>  22 октября
Режиссёрская лаборатория «Финский театр. Впервые на русском»
Московский Художественный театр им. А. П. Чехова, Посольство Финляндии в России и Театральное информационное агентство Финляндии ТИНФО представляют режиссёрскую лабораторию «Финский театр. Впервые на русском».

30 и 31 октября на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова пройдут лабораторные показы пьесы современного финского драматурга Лауры Руохонен «Военные туристы» в постановке главного режиссера хельсинского КОМ-театра Лаури Майала. Финляндия – уже третья страна, драматургию которой Художественный театр представляет в рамках собственной программы «Впервые на русском». В апреле МХТ уже представлял первый эскиз лаборатории — «В сапоге у бабки играл фокстрот» Сиркку Пелтола, реж. Давиде Джиованзана. Третьим режиссером будет Леа Клемола со своей пьесой.

За две недели интенсивных репетиций с мхатовскими артистами режиссеры делают эскизы. Затем театр предъявляет их зрителю и профессионалам, и по результатам показов решает, имеет ли смысл продолжать работу дальше. Стать зрителем показов можно, прислав запрос на pressa@mxat-school.ru. В письме необходимо указать свою фамилию и дату. Авторы первых 70 заявок (на каждую дату) получат пригласительный билет на 1 лицо.

Лабораторные показы всё активнее входят в практику российских театров. Они расширяют поле творческого эксперимента, помогают искать новые подходы и репертуарные решения. Московский Художественный театр – единственный в нашей стране, кто приглашает на лаборатории режиссеров из-за рубежа и предлагает им представить в России драматургию своей страны. МХТ реализовал проекты «Французский театр. Впервые на русском», «Французский театр. Комедии» (совместно с Французским институтом в Москве) и «Немецкий театр. Впервые на русском. О самом главном» (совместно с Институтом Гёте). Теперь настал черед финского театра, а в дальнейших планах – драматургия Испании и Польши, других стран.

Финский театр сегодня – один из самых сильных театров Европы. В стране с населением около 5,5 млн. человек только государственных театров – 56. Финская театральная культура строится на синтезе западной и российской театральных моделей. Через обширную фестивальную и издательскую деятельность Финляндия активно позиционирует себя на внешнем рынке. Несколько лет назад театральное информационное агентство ТИНФО провело в России обширный проект «Семена воображения», который помог сближению русского и финского театров. В своей практике финский театр ориентируется на современную драматургию, которая носит отчетливый социальный характер, обращаясь к темам общества, семьи и маленького человека. Какими бы сложными ни были конфликты новой пьесы, финские драматурги умеют рассказать о них языком комедии или трагифарса. Это одно из важнейших свойств финского театра – быть одновременно и острым, правдоподобным, и нежным, сочувственным.

Аккредитация для журналистов: pressa@mxat-school.ru, +7(903)5222489, +7(495)6923291
>  22 октября
Театральные абонементы на декабрь
Уважаемые зрители!

Вы можете купить несколько билетов сразу на различные спектакли. В декабре предлагаются следующие абонементы:

«Премьеры»: «Луизиана» — 8 декабря, «19.14» — 18 декабря, «Деревня дураков» — 22 декабря. Цена: 2900 руб. (на 1 лицо) и 5800 руб. (на 2 лица)

«Русская классика» (I): «Обрыв» — 6 декабря, «Вишневый сад» — 9 декабря, «Женитьба» — 21 декабря. Цена: от 1500 до 5500 руб. (на 1 лицо).

«Русская классика» (II): «Крейцерова соната» — 5 декабря, «Последняя жертва» — 8 декабря, «Дуэль» — 24 декабря. Цена: от 1800 до 4200 руб. (на 1 лицо).

«Современная пьеса»: «Карамазовы» — 4 декабря, «Идеальный муж. Комедия» — 11 декабря, «Он в Аргентине» — 13 декабря. Цена: от 2000 до 6250 руб. (на 1 лицо).

Телефон для заказа абонементов: +7 (495) 629-53-70.

Преимущества абонемента:
1. Лучшие места в ценовом секторе.
2. Более низкая цена
3. Отличное подарочное оформление
4. Гарантированные места на все названия
5. Удобство приобретения (начало бронирования до предварительной продажи, наличие билетов после предварительной продажи).
>  20 октября
Гастроли
Минск

Дом — 27 и 28 октября

Краснодар

Контрабас – 27 октября

Ростов-на-Дону

Контрабас – 29 октября

Воронеж

Удивительное путешествие кролика Эдварда – 6 ноября

Саратов

Крейцерова соната – 11 ноября
Карамазовы – 23 ноября

Липецк

Контрабас – 15 ноября

Санкт-Петербург

Контрабас – 14 и 15 декабря
Свидетель обвинения — 16 и 17 декабря
№ 13D — 18 и 19 декабря
>  18 октября
110 лет со дня премьеры «Иванова» в МХТ
110 лет назад, 19 октября 1904 года, в Художественном театре впервые был сыгран чеховский «Иванов». Это была первая «большая» пьеса Чехова, написанная им в 27 лет для Театра Корша (премьера состоялась осенью 1887 г.). Разговоры о её постановке в МХТ велись ещё до открытия театра и периодически возобновлялись потом, когда репертуар пополнялся «Чайкой», «Дядей Ваней», «Тремя сёстрами», «Вишнёвым садом». Главным инициатором постановки «Иванова» был Вл. И. Немирович-Данченко, Чехов же относился к этой идее без энтузиазма: «По-моему, это труд напрасный, труд ненужный. Пьеса у вас провалится, потому что пройдет неинтересно, при вялом настроении зрителей». «Иванов» остался единственной пьесой Чехова, не поставленной в МХТ при его жизни. Писателя не стало в июле 1904 года, и тогда же Немирович-Данченко написал К. С. Станиславскому: «Когда я ехал на похороны Антона Павловича, я подумал, что надо ставить „Иванова“. А затем кругом все говорили, что мы должны поставить „Иванова“. Это выйдет не спектакль, а вторые похороны Чехова. Но очень уж великолепно расходится пьеса: Иванов – Качалов, Сарра – Книппер, Шабельский – Вы… Если ставить „Иванова“, то только теперь. Или уже никогда. Успех художественный большой, материальный под сомнением». Премьера спектакля, поставленного Немировичем-Данченко, прошла с успехом, критики особенно хвалили Станиславского, утверждая, что Шабельский – «несомненно, самая художественная и захватывающая из всех его ролей».
Уже снятый с репертуара спектакль возобновлялся в 1918 и в 1923 гг., но вскоре его название снова исчезло из афиш. Как определил Немирович-Данченко: «Иванов» — до недоумённости несозвучно бодрящей эпохе“.
Впоследствии „Иванов“ возвращался на сцену Художественного театра в постановках Олега Ефремова (1976 г. и возобновление спектакля с новым составом в 1990 г.) и Юрия Бутусова (2009 г.).
К 110-летию первого „Иванова“ в Художественном театре Музей МХАТ подготовил выставку „Ивановы“, посвящённую мхатовским интерпретациям этой пьесы. Выставка откроется 19 октября в фойе Новой сцены МХТ. 
>  17 октября
125 лет со дня рождения Алисы Коонен


17 октября исполняется 125 лет со дня рождения народной артистки РСФСР Алисы Георгиевны Коонен (1889-1974).
Судьба ее и слава неразрывны с Камерным театром (ныне это театр им. А. С. Пушкина), но “творческие закладки” были получены ею в МХТ. Она стала ученицей здешней школы, когда ей еще не сравнялось шестнадцать, — едва успев окончить гимназию. Пройдя череду «третьих ролей», она вышла на первый план и покорила публику в роли Митиль в “Синей птице” (1908), затем была Мирьям в “Miserere” (1910), Лиза в “Екатерине Ивановне” (1912). Крэг хотел отдать ей роль Офелии в своей постановке “Гамлета”, угадывая, что в труппе МХТ именно эта юная актриса более всех тяготеет к трагедии, с одной стороны, и к пластическим, музыкальным, ритмическим средствам сценических решений — с другой. На пластику и на вкусы Коонен оказала влияние Айседора Дункан, искусством которой в ту пору увлекался и ее учитель, Станиславский. Сам образ жизни Алисы Коонен — переполненно яркой, поэтической, авантюрной, сам круг людей, с которыми она сближалась (Леонид Андреев, Николай Тарасов, миллионер Прохоров, Блок, Скрябин), — знамение эпохи, составная ее часть. Коонен имела принципиальный для себя самой успех в роли цыганки Маши (“Живой труп”, 1911) и в роли Анитры (“Пер Гюнт”, 1912). Анитру она играла-плясала босиком, решая образ через экзотическую буйную пластику; для Маши у нее была плавная медлительность, строгая простота всего облика, поющий голос, полный страсти и муки.
Не драма невостребованности подтолкнула Коонен к уходу из вырастившего ее театра (в последний ее сезон в МХТ ей были предложены три главные роли), но ее всегдашнее стремление к обновлению. Уход Коонен был воспринят Станиславским как трагедия, но О. Л. Книппер-Чехова напутствовала ее словами: «Я верю, что пройдет время и мы еще будем вам аплодировать и будем гордиться тем, что это мы вас вырастили. Ведь все равно, где бы вы ни были, вы всегда останетесь нашим ребенком, которого мы учили ходить по сцене».
В 1913 г. Коонен ответила согласием на предложение войти в Свободный театр Марджанова, а после его распада навсегда связала себя с Александром Таировым и с Камерным театром, чьей главной актрисой она была на протяжении нескольких десятилетий. Стоит заметить, что в архиве Вл. И. Немировича-Данченко имеется письмо Таирова, выражающее благодарность за помощь в открытии Камерного.
Алиса Коонен оставила мемуары “Страницы жизни”, где особо ценны описания жизни в МХТ. 
>  14 октября
О главном!
Московский Художественный театр поздравляет Алексея Варущенко и его супругу Алёну с рождением сына Петра! С новой жизнью, дорогие родители! Будьте счастливы и здоровы — всегда!
>  11 октября
20 лет «Новому американцу»
20 лет назад, осенью 1994 года, на Малой сцене Художественного театра состоялась премьера спектакля по произведениям Сергея Довлатова «Новый американец». 20 лет для спектакля – долгая жизнь, с её приобретениями (новыми исполнителями, набранным опытом) и потерями. Уже нет с нами режиссёра Петра Штейна, выдающихся артистов, которые с премьеры и до последних своих дней блистали в этом спектакле, — Игоря Васильева, Ии Саввиной, Владимира Кашпура, Виктора Сергачёва… Но спектакль живёт и по-прежнему находит отклик у зрителей, довлатовские грусть и ирония непреходящи, в главной роли — бессменно — Дмитрий Брусникин.
12 октября «Новый американец» будет сыгран в честь своего юбилея.
>  10 октября
Изменения в репертуаре
Спектакль «Гримерная», назначенный на 10 октября на Новой сцене, в связи с болезнью артистки отменяется. Билеты подлежат возврату в срок до 15 октября включительно.

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  9 октября
Два года без Марины Голуб


Сегодня два года, как с нами нет Марины Голуб. Не утихает боль и, наверное, никогда не утихнет от ужасной, трагической гибели прекрасной актрисы, обожаемой всеми Мани. В Художественном театре ее вспоминают каждый день – ее обаяние, теплоту, блистательный юмор. Она была душой нашей труппы… Сегодня мы впервые публикуем уникальное видео – фрагмент технической записи спектакля «Васса Железнова» по пьесе М. Горького в постановке Льва Эренбурга, где Марина Григорьевна почти документально, посекундно воспроизводит умирание своей героини. Этот спектакль был одной из самых интересных работ МХТ последних лет, его не стало вместе с Мариной.
>  7 октября
Изменения в репертуаре
Спектакль «Твой образ милый и далёкий», назначенный на 8 октября на Новой сцене, переносится на 9 ноября. Билеты действительны. Желающие вернуть билеты в кассы театра могут сделать это в срок до 12 октября.

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  5 октября
Путешествие в закулисье. По мхатовским закоулкам
Московский Художественный театр предлагает новую уникальную возможность: совершить путешествие по мхатовскому закулисью и отправиться туда, куда еще не ступала нога зрителя. Вы побываете в репетиционных залах и производственных мастерских театра, познакомитесь с работой гримеров и костюмеров, увидите гримуборные мхатовских артистов и комнату Правления МХТ. 
Об истории Художественного театра и его сегодняшнем дне мы будем рассказывать в Портретном фойе и в Чайном буфете, а на Основной сцене и в зрительном зале Вы сможете понаблюдать за подготовкой к вечернему спектаклю и узнать, в чем заключается работа помощника режиссера. Мы пригласим вас в гримуборные К. С. Станиславского и О. Н. Ефремова и покажем рабочий кабинет Вл. И. Немировича-Данченко.
В путешествии по мхатовскому закулисью вас ждут неожиданные и интересные встречи. Это подарок нашим самым преданным зрителям в день 116-летия Московского Художественного театра. Надеемся, что в самом ближайшем будущем эти путешествия станут традиционными. А пока – торопитесь купить билеты в кассах и на сайте МХТ. 
Предложение ограничено. На экскурсию отправится всего 15 человек. Счастливых обладателей билетов ждем в воскресенье, 26 октября, в 14:00 час. в кассовом зале Художественного театра. Убедительно просим вас не опаздывать. До скорой встречи!
>  4 октября
Поздравляем!
30 сентября состоялось итоговое заседание жюри Премии Станиславского, на котором стали известны имена лауреатов премии по итогам сезона 2013-2014 гг. Среди них – главный художник по свету МХТ им. А. П. Чехова Дамир Исмагилов! Премия присуждена ему в номинации «Сценография» с формулировкой «За вклад в художественное оформление спектаклей. Искусство художника по свету».
Специальной премии удостоен благотворительный театральный проект компании МТС и Благотворительного фонда Константина Хабенского «Поколение Маугли».
Московский Художественный театр от души поздравляет Дамира Исмагилова, Константина Хабенского и всех создателей «Поколения Маугли», среди которых так много наших коллег и друзей!
>  3 октября
Спокойствие, только спокойствие!
Уважаемые зрители и представители средств массовой информации!
Мы благодарны всем, кого обеспокоили сегодняшние новости о госпитализации Олега Табакова, но спешим сообщить: всё в порядке, поводов для волнения нет, Олег Павлович чувствует себя нормально, спектакль «Последняя жертва» с его участием, как и планировалось, состоится в ближайший понедельник, 6 октября.