ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
>  24 ноября
80 лет со дня рождения Виктора Сергачёва


24 ноября исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста России Виктора Николаевича Сергачёва (1934-2013).
В 1956 г. он окончил Школу-студию МХАТ и, будучи ещё совсем молодым человеком, стал одним из основателей театра «Современник», чей репертуар позволил ему показать всю многогранность таланта: гротескный Министр нежных чувств («Голый король»), трогательный Среда («Белоснежка и семь гномов»), трагичный Клещ («На дне»).
В 1971 г. Виктор Николаевич вслед за своим учителем О. Н. Ефремовым перешёл в МХАТ. Серьёзный интерес к философии и истории помог ему понять и передать глубину образов классического репертуара, сыгранных на сцене Художественного театра: Медведенко («Чайка», 1980), Шабельский («Иванов», 1981), Князь («Дядюшкин сон»), Телегин («Дядя Ваня»), Доктор Макаров («Варвары»), Фирс («Вишнёвый сад», 1989), Загорецкий («Горе от ума»), Патриарх («Борис Годунов»). Играл Михал Михалыча в «Московском хоре», Тестя и Адамыча в «Старом Новом годе», Порфирия Петровича и Автора в «Преступлении и наказании» (Сергачёв сам написал инсценировку и поставил этот спектакль). Среди работ Виктора Николаевича последних лет — Мокер («Новый американец»), Пастор («Профессия миссис Уоррен»), Поэт («Нули»), Справедливый сапожник («Кабала святош»), Литфулло («Тутиш»), Максим («Белая гвардия»), Профессор («Новые страдания юного В.»).
«У него была особая манера игры, — писал об артисте театральный критик Роман Должанский, — часто с едкими, недоверчивыми интонациями, с характерным прищуром, со специфическим обаянием, которое многие считали отрицательным, но в силе которого никто не сомневался. И это давало ему возможность играть и социальных героев, и характерные роли, и исторических персонажей».
>  21 ноября
Путешествие в закулисье. Экскурсии в декабре
Путешествия в закулисье Художественного театра становятся традиционными. В декабре экскурсии состоятся 7, 13, 20 и 21 числа. Начало в 14 ч. Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  18 ноября
Театральные абонементы на январь
Уважаемые зрители!

В продажу поступили абонементы на январь (имеются разные ценовые пояса – от 2 ряда балкона до 5 ряда партера):

«С Новым годом»: «№ 13D» — 2 января, Рождественский концерт – 7 января. Цена: от 3500 до 7500 руб. (на 1 лицо), от 7000 до 15000 руб. (на 2 лица).

«Новогодние каникулы для всей семьи»: «Удивительное путешествие кролика Эдварда» — 2 января (начало спектакля в 18 ч., Малая сцена), «Конёк-горбунок» — 4 января (начало спектакля в 16 ч., Основная сцена). Цена: от 1200 до 2500 руб. (на 1 лицо), от 2400 до 5000 руб. (на 2 лица).

«Русская классика» (I): «Последняя жертва» — 12 января, «Обрыв» — 25 января, «Дворянское гнездо» — 30 января,. Цена: от 1800 до 5500 руб. (на 1 лицо), от 3600 до 11000 руб. (на 2 лица).

«Русская классика» (II): «Женитьба» — 15 января, «Лес» — 17 января, «Крейцерова соната» — 29 января. Цена: от 1900 до 5500 руб. (на 1 лицо), от 3800 до 11000 руб. (на 2 лица).

«Классика 20-30-х»: «Мастер и Маргарита» — 14 января, «Зойкина квартира» — 19 января, «Событие» — 22 января. Цена: от 2400 до 6000 руб. (на 1 лицо), от 4800 до 12000 руб. (на 2 лица).

Телефон для заказа абонементов: +7 (495) 629-65-95.

Преимущества абонемента:
1. Лучшие места в ценовом секторе
2. Более низкая цена
3. Подарочное оформление
4. Гарантированные места на все названия
5. Удобство приобретения (начало бронирования до предварительной продажи, наличие билетов после предварительной продажи)

Абонемент может стать отличным новогодним подарком для вас и ваших друзей!
>  18 ноября
Режиссёрская лаборатория «Испанский театр. Впервые на русском»
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова и Национальный центр драматического искусства Мадрида (Испания) представляют режиссёрскую лабораторию «Испанский театр. Впервые на русском».

22 и 23 ноября на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова пройдут лабораторные показы пьесы современного испанского драматурга Хосе Падильи «Кликни сюда» в его же постановке. Испания – четвертая страна, драматургию которой Художественный театр представляет в рамках собственной программы «Впервые на русском», и нас ждут еще три эскиза от разных испанских постановщиков в течение текущего сезона.

Эрнесто Кабальеро, художественный руководитель Национального центра драматического искусства Мадрида: «Хотя наши страны расположены далеко друг от друга, ни для кого не секрет, что у российской и испанской культур очень много общего. Программа „Впервые на русском“ – еще одно тому подтверждение. Благодаря тесному сотрудничеству Национального центра драматического искусства в Мадриде с Московским Художественным театром молодые испанские драматурги и режиссеры получают уникальную возможность заявить о себе в совместной работе с артистами великолепной мхатовской труппы».

В рамках лаборатории за две недели интенсивных репетиций с мхатовскими артистами режиссеры создают эскизы спектаклей. Затем театр предъявляет их зрителю и профессионалам, и по результатам показов решает, имеет ли смысл продолжать работу дальше.

Лабораторные показы всё активнее входят в практику российских театров. Они расширяют поле творческого эксперимента, помогают искать новые подходы и репертуарные решения. Московский Художественный театр – единственный в нашей стране, кто приглашает на лаборатории режиссеров из-за рубежа и предлагает им представить в России драматургию своей страны. МХТ реализовал проекты «Французский театр. Впервые на русском» и «Французский театр. Комедии» (совместно с Французским институтом в Москве), «Немецкий театр. Впервые на русском. О самом главном» (совместно с Институтом Гёте) и «Финский театр. Впервые на русском» (совместно с Посольством Финляндии и агентством ТИНФО).

Билеты на показы продаваться не будут. Стать зрителем показов можно, прислав запрос на pressa@mxat-school.ru. В письме необходимо указать свою фамилию и дату. Авторы первых 70 заявок (на каждую дату) получат пригласительный билет на 1 лицо. 

ВНИМАНИЕ! Представленные работы не являются полноценными спектаклями, это эскизы будущих постановок. В рамках лаборатории мы пытаемся увидеть зрительскую реакцию, услышать отзывы, чтобы понять, нужен ли такой спектакль в репертуаре. Поэтому, прежде всего, мы приглашаем пытливых, опытных, профессиональных зрителей, к чьему суждению будем готовы прислушаться.

Аккредитация для журналистов: pressa@mxat-school.ru, +7 (903) 522-24-89, +7 (495) 692-32-91.

>  17 ноября
Изменения в репертуаре
20 и 21 ноября спектакль «Деревня дураков», назначенный на Малой сцене, отменяется в связи с проблемами технического характера. Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок до 24 и 25 ноября соответственно.

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  16 ноября
Гастроли
Саратов

Карамазовы – 23 ноября
Крейцерова соната — 17 января

Санкт-Петербург

Контрабас – 14 и 15 декабря
Свидетель обвинения — 16 и 17 декабря
№ 13D — 18 и 19 декабря
>  14 ноября
Изменения в репертуаре
26 декабря на Новой сцене состоится спектакль «Твой образ милый и далёкий». Билеты можно приобрести в кассах театра.
>  13 ноября
Премия «Золотая маска»
Сегодня объявлены номинанты на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» за сезон 2013/2014 годов.

Московский Художественный театр представлен в следующих номинациях:

Драма / Спектакль большой формы«Карамазовы»;

Драма / Работа режиссёра — Константин Богомолов, «Карамазовы»;

Драма / Мужская роль: Виктор Вержбицкий — Смердяков, Зосима, «Карамазовы»; Игорь Миркурбанов — Фёдор Карамазов, «Карамазовы».

Драма / Работа художника — Лариса Ломакина, «Карамазовы»; Ксения Перетрухина, «Сказка о том, что мы можем, а чего нет».

Итоги фестиваля будут подведены весной 2015 года, церемония вручения премии состоится 18 апреля на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
>  9 ноября
Памяти Алексея Девотченко


10 ноября показ спектакля «Зойкина квартира» Московский Художественный театр посвящает памяти артиста Алексея Девотченко, который играл в нём роль Обольянинова.
>  8 ноября
Отмена спектакля «Каренин» 14 декабря
Спектакль «Каренин», назначенный на 14 декабря на Новой сцене, отменяется. Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок до 18 декабря включительно.

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  8 ноября
85 лет со дня рождения Олега Борисова


8 ноября исполняется 85 лет со дня рождения народного артиста СССР Олега Ивановича Борисова (1929-1994).

Несомненно, он был самым талантливым из выпускников Школы-студии МХАТ 1951 года, но место в Художественном театре ему тогда не досталось: сюда он пришёл много позже, когда МХАТ стал открывать двери для людей близкого себе корня, но успевших сложиться, приносивших с собою свои вызревшие темы и свою оригинальную духовную технику.
Годы работы в Киеве (1951-1963), где его использовали в основном как комика (он в самом деле обладал игровой лёгкостью, забавной неожиданностью жеста), мало приближали к открытию индивидуальности Борисова. Его становление связано с БДТ (1964-1983). Уже в первых вводах (Ганя в «Идиоте» по Достоевскому, Пётр в «Мещанах» Горького, Дживоло в «Карьере Артуро Уи» Брехта) была очевидна чёткость формы, филигранность отделки. В ролях, связанных с Г. А. Товстоноговым (из них крупнейшие — принц Гарри в «Генрихе IV» Шекспира, Кистерев в «Трёх мешках сорной пшеницы» Тендрякова, Григорий Мелехов в «Тихом Доне»), окончательно определяются черты Борисова: соединение аналитичности с предельной страстностью, оголённость нерва.
Приглашённый на постановку в БДТ Л. А. Додин заостряет эти черты, готовя с ним роль безымянного персонажа инсценированной повести Достоевского «Кроткая» (1981). Роль потребовала почти актробатического владения темпераментом, парадоксальности и доли фантастичности. Спектакль был некоторое время спустя перенесён на сцену Художественного театра, куда Олег Борисов перешёл в 1983 г. и оставался до 1987 г. В работе над ролью Астрова в «Дяде Ване» (реж. О. Н. Ефремов, 1985) артист искал способов сродниться с более мягким, гармонизованным мировидением, одолевая присущую ему нервную чрезвычайность сценического существования. В роли Выборнова, которую он играл в «Серебряной свадьбе» А. Мишарина, Борисов проявил прежде всего чувство пропорций, соразмеряя свои усилия с коротким дыханием злободневной пьесы и добиваясь социальной точности и простоты рисунка.
В 1989 году сыграл в ЦАТСА трагедию Мережковского «Павел I» (реж. Л. Е. Хейфец); здесь же началась, но не завершилась работа над ролью Арбенина в «Маскараде» Лермонтова.
С 1990 года, постигнутый уже болезнью, Олег Борисов не состоял ни в какой труппе, участвуя лишь в антрепризе своего сына Юрия (авангардистская постановка «Пиковой дамы» Пушкина) и снимаясь в кино.

До 30 ноября с.г. в Доме-музее М. С. Щепкина (филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина) проводится выставка, приуроченная к юбилею Олега Борисова, — «Без компромиссов».
>  7 ноября
115 лет первой постановке «Дяди Вани» в Художественном театре


115 лет назад – 26 октября (7 ноября) 1899 года – в Художественном театре впервые был сыгран спектакль «Дядя Ваня» (режиссёры К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, художник В. А. Симов).

Телеграммы Вл. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову: «Ну вот, милый наш Антон Павлович, „Дядю Ваню“ и сыграли. Вызовов очень много после первого действия, потом всё сильнее, по окончании без конца…»; «Второе представление театр битком набит. Пьеса слушается и понимается изумительно. Играют теперь великолепно. Приём — лучшего не надо желать».

Из письма А. П. Чехова О. Л. Книппер: «Телеграммы стали приходить 27-го вечером, когда я был уже в постели. Их мне передают по телефону. Я просыпался всякий раз и бегал к телефону в потёмках, босиком, озяб очень; потом едва засыпал, как опять и опять звонок. Первый случай, когда мне не давала спать моя собственная слава. На другой день, ложась, я положил около постели и туфли и халат, но телеграмм уже не было. В телеграммах только и было, что о вызовах и блестящем успехе, но чувствовалось в них что-то тонкое, едва уловимое, из чего я мог заключить, что настроение у вас всех не так чтобы уж очень хорошее. Газеты, полученные сегодня, подтвердили эту мою догадку».

Из письма Вл. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову: «Из рецензий ты будешь видеть, вероятно, что некоторые грехи пьесы не удалось скрыть. Но ведь без грехов нет ни одной пьесы в репертуаре всего мира. Однако это чувствовалось в зале и вносило известную долю охлаждения. И вызовы, несмотря на их многочисленность, были не взрывами восторга, а просто хорошими вызовами. Для меня, старой театральной крысы, несомненно, что пьеса твоя — большое явление в нашей театральной жизни и что нам она даст много превосходных сборов, но мы взвинтились в наших ожиданиях фурора до неосуществимости, и эта неосуществимость портит нам настроение».

Из воспоминаний К. С. Станиславского: “Трудно теперь поверить, что после премьеры “Дяди Вани” мы собрались тесной компанией в ресторане и лили там слезы, так как спектакль, по мнению всех, провалился. Однако время сделало свое дело: спектакль был признан, держался более двадцати лет в репертуаре и стал известен в России, Европе и Америке”.

Историк театра И. Н. Соловьёва: «В работе над “Дядей Ваней” для Станиславского были особенно важны слова Астрова про жизнь как путь в тёмном лесу: идёшь, ветки хлещут, а огонька впереди не видно. Не видно? или вовсе нет его? всё так и будет — тёмный лес? помрёшь впотьмах?
В режиссёрском экземпляре “Дядя Ваня” прочитан как пьеса о жизни, идущей кто знает — туда ли. То у одного, то у другого персонажа вспышка отчаяния: завели не туда. Обманули и завели. Завели и обобрали.
Тем удивительнее действовал просвет, возникавший в последнем — самом горестном — акте. Уходила мучительная сгущенность. Стуку, говору, хлопанью дверьми, стихающим шагам возвращалась музыкальная организованность. “Голоса вдали слышны. Наконец, бубенцы, и все замолкает”. Войницкий (А. Л. Вишневский) и Астров (К. С. Станиславский) стоят у темнеющих стекол окна. “Пауза. Звонки. Пауза. Оба, приложившись головой к стеклу, смотрят в темноту. […] Слышны бубенцы […] Бубенцы всё удаляются”. Вступает сверчок. Вступает гитара. Капли дождя. Соня (М. П. Лилина) молча со свечой провожает Астрова. Весь финал “Дяди Вани” — как вся “Чайка” — на свете и звуке.
С мыслью о Мировой Душе перекликается Сонина вера в милосердие, которое заполнит собой весь мир, всё примет в себя».
>  7 ноября
115 лет первой постановке «Дяди Вани» в Художественном театре


115 лет назад – 26 октября (7 ноября) 1899 года – в Художественном театре впервые был сыгран спектакль «Дядя Ваня» (режиссёры К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, художник В. А. Симов).

Телеграммы Вл. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову: «Ну вот, милый наш Антон Павлович, „Дядю Ваню“ и сыграли. Вызовов очень много после первого действия, потом всё сильнее, по окончании без конца…»; «Второе представление театр битком набит. Пьеса слушается и понимается изумительно. Играют теперь великолепно. Приём — лучшего не надо желать».

Из письма А. П. Чехова О. Л. Книппер: «Телеграммы стали приходить 27-го вечером, когда я был уже в постели. Их мне передают по телефону. Я просыпался всякий раз и бегал к телефону в потёмках, босиком, озяб очень; потом едва засыпал, как опять и опять звонок. Первый случай, когда мне не давала спать моя собственная слава. На другой день, ложась, я по¬ложил около постели и туфли и халат, но телеграмм уже не было. В телеграммах только и было, что о вызовах и блестя¬щем успехе, но чувствовалось в них что-то тонкое, едва уло¬вимое, из чего я мог заключить, что настроение у вас всех не так чтобы уж очень хорошее. Газеты, полученные се¬годня, подтвердили эту мою догадку».

Из письма Вл. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову: «Из рецензий ты будешь видеть, вероятно, что некоторые грехи пьесы не удалось скрыть. Но ведь без грехов нет ни одной пьесы в репертуаре всего мира. Однако это чувствовалось в зале и вносило известную долю охлаждения. И вызовы, несмотря на их многочисленность, были не взрывами восторга, а просто хорошими вызовами. Для меня, старой театральной крысы, несомненно, что пьеса твоя — большое явление в нашей театральной жизни и что нам она даст много превосходных сборов, но мы взвинтились в наших ожиданиях фурора до неосуществимости, и эта неосуществимость портит нам настроение».

Из воспоминаний К. С. Станиславского: “Трудно теперь поверить, что после премьеры “Дяди Вани” мы собрались тесной компанией в ресторане и лили там слезы, так как спектакль, по мнению всех, провалился. Однако время сделало свое дело: спектакль был признан, держался более двадцати лет в репертуаре и стал известен в России, Европе и Америке”.

Историк театра И. Н. Соловьёва: «В работе над “Дядей Ваней” для Станиславского были особенно важны слова Астрова про жизнь как путь в тёмном лесу: идёшь, ветки хлещут, а огонька впереди не видно. Не видно? или вовсе нет его? всё так и будет — тёмный лес? помрёшь впотьмах?
В режиссёрском экземпляре “Дядя Ваня” прочитан как пьеса о жизни, идущей кто знает — туда ли. То у одного, то у другого персонажа вспышка отчаяния: завели не туда. Обманули и завели. Завели и обобрали.
Тем удивительнее действовал просвет, возникавший в последнем — самом горестном — акте. Уходила мучительная сгущенность. Стуку, говору, хлопанью дверьми, стихающим шагам возвращалась музыкальная организованность. “Голоса вдали слышны. Наконец, бубенцы, и все замолка¬ет”. Войницкий (А. Л. Вишневский) и Астров (К. С. Станиславский) стоят у темнеющих стекол окна. “Пауза. Звонки. Пауза. Оба, приложившись головой к сте¬клу, смотрят в темноту. […] Слышны бубенцы […] Бубенцы всё удаляются”. Вступает сверчок. Вступает гитара. Капли дождя. Соня (М. П. Лилина) молча со свечой провожает Астрова. Весь финал “Дяди Вани” — как вся “Чайка” — на свете и звуке.
С мыслью о Мировой Душе переклика¬ется Сонина вера в милосердие, которое заполнит собой весь мир, всё примет в себя».
>  7 ноября
115 лет первой постановке «Дяди Вани» в Художественном театре


115 лет назад – 26 октября (7 ноября) 1899 года – в Художественном театре впервые был сыгран спектакль «Дядя Ваня» (режиссёры К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, художник В. А. Симов).

Телеграммы Вл. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову: «Ну вот, милый наш Антон Павлович, „Дядю Ваню“ и сыграли. Вызовов очень много после первого действия, потом всё сильнее, по окончании без конца…»; «Второе представление театр битком набит. Пьеса слушается и понимается изумительно. Играют теперь великолепно. Приём — лучшего не надо желать».

Из письма А. П. Чехова О. Л. Книппер: «Телеграммы стали приходить 27-го вечером, когда я был уже в постели. Их мне передают по телефону. Я просыпался всякий раз и бегал к телефону в потёмках, босиком, озяб очень; потом едва засыпал, как опять и опять звонок. Первый случай, когда мне не давала спать моя собственная слава. На другой день, ложась, я положил около постели и туфли и халат, но телеграмм уже не было. В телеграммах только и было, что о вызовах и блестящем успехе, но чувствовалось в них что-то тонкое, едва уловимое, из чего я мог заключить, что настроение у вас всех не так чтобы уж очень хорошее. Газеты, полученные сегодня, подтвердили эту мою догадку».

Из письма Вл. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову: «Из рецензий ты будешь видеть, вероятно, что некоторые грехи пьесы не удалось скрыть. Но ведь без грехов нет ни одной пьесы в репертуаре всего мира. Однако это чувствовалось в зале и вносило известную долю охлаждения. И вызовы, несмотря на их многочисленность, были не взрывами восторга, а просто хорошими вызовами. Для меня, старой театральной крысы, несомненно, что пьеса твоя — большое явление в нашей театральной жизни и что нам она даст много превосходных сборов, но мы взвинтились в наших ожиданиях фурора до неосуществимости, и эта неосуществимость портит нам настроение».

Из воспоминаний К. С. Станиславского: “Трудно теперь поверить, что после премьеры “Дяди Вани” мы собрались тесной компанией в ресторане и лили там слёзы, так как спектакль, по мнению всех, провалился. Однако время сделало своё дело: спектакль был признан, держался более двадцати лет в репертуаре и стал известен в России, Европе и Америке”.

Историк театра И. Н. Соловьёва: «В работе над “Дядей Ваней” для Станиславского были особенно важны слова Астрова про жизнь как путь в тёмном лесу: идёшь, ветки хлещут, а огонька впереди не видно. Не видно? или вовсе нет его? всё так и будет — тёмный лес? помрёшь впотьмах?
В режиссёрском экземпляре “Дядя Ваня” прочитан как пьеса о жизни, идущей кто знает — туда ли. То у одного, то у другого персонажа вспышка отчаяния: завели не туда. Обманули и завели. Завели и обобрали.
Тем удивительнее действовал просвет, возникавший в последнем — самом горестном — акте. Уходила мучительная сгущенность. Стуку, говору, хлопанью дверьми, стихающим шагам возвращалась музыкальная организованность. “Голоса вдали слышны. Наконец, бубенцы, и всё замолкает”. Войницкий (А. Л. Вишневский) и Астров (К. С. Станиславский) стоят у темнеющих стекол окна. “Пауза. Звонки. Пауза. Оба, приложившись головой к стеклу, смотрят в темноту. […] Слышны бубенцы […] Бубенцы всё удаляются”. Вступает сверчок. Вступает гитара. Капли дождя. Соня (М. П. Лилина) молча со свечой провожает Астрова. Весь финал “Дяди Вани” — как вся “Чайка” — на свете и звуке.
С мыслью о Мировой Душе перекликается Сонина вера в милосердие, которое заполнит собой весь мир, всё примет в себя».
>  7 ноября
100 лет со дня рождения Анастасии Георгиевской


7 ноября исполняется 100 лет со дня рождения актрисы Художественного театра, народной артистки СССР Анастасии Павловны Георгиевской (1914-1990).

В труппу МХАТ она была принята в 1936 г., через год после окончания ГИТИСа. Начинала ярко и приметно: после ввода на роль девчонки Глаши в «Грозе» в том же 1938 г. сыграла монашенку Таисию в «Достигаеве и других», обратив на себя внимание редкостным сочетанием открытого темперамента и острой характерности. Вл. И. Немирович-Данченко создал с нею роль Наташи в «Трех сестрах»; режиссер нашел решение жесткое, краски, почти нарушавшие общий колорит: в Наташе — Георгиевской была наглая яркость жизни (зерно — «явилась и зажгла»), неистребимая, покоряющая вера в себя и в свое право теснить сестер.
Немирович-Данченко в 1942 г. прочил ей роль Улиты в «Лесе», но вплоть до 1948 г. у нее не было новых самостоятельных работ (из вводов существенны Анна в «На дне», Карпухина в «Дядюшкином сне», Христина Архиповна в «Платоне Кречете», эпизоды в «массовке» «Кремлевских курантов»). На какое-то время за ней закрепились роли, требовавшие «народных» черточек (Лукерья, «Хлеб наш насущный», 1948; Домна, «Сердце не прощает», 1954).
Среди ее более поздних работ — Ксения в «Егоре Булычове» (1963), Обноскина в «Селе Степанчикове» (1970), Клава в «Сталеварах» (1972), Мотрошилова в «Заседании парткома» (1975), сиделка в «Все кончено» (1979), Манефа в «На всякого мудреца довольно простоты» (1985), Дарья в «Прощании с Матёрой» (1988).
В ряде случаев дарование артистки использовалось слишком «прикладно»; после роли в «Трех сестрах» Георгиевская доказала истинный масштаб его лишь в «Господах Головлевых» (1984): мрачная и парадоксально лиричная, исповедальная нота поставила ее Арину Петровну вровень с другим шедевром этого спектакля — с Иудушкой в исполнении Смоктуновского.
После разделения театра в 1987 году работала во МХАТ им. М. Горького, где среди её ролей были Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Дарья («Прощание с Матёрой»).

К 100-летию актрисы в фойе Новой сцены МХТ открыта выставка, подготовленная Музеем МХАТ, – «Жар её сердца…».
>  5 ноября
Погиб Алексей Девотченко


Московский Художественный театр потрясён трагической гибелью Алексея Девотченко. Мы выражаем глубочайшие соболезнования семье Алексея, его многочисленным друзьям и коллегам, а также всем почитателям таланта этого удивительного артиста.

С 2012 по 2013 год Алексей Девотченко состоял в труппе МХТ, играл в спектаклях «Зойкина квартира», «Свадьба Кречинского»; на Новой сцене в этот период шёл его моноспектакль «Дневник провинциала в Петербурге».
>  2 ноября
Юбилей Раисы Максимовой


2 ноября празднует юбилей народная артистка России Раиса Викторовна Максимова.

Окончив Саратовское театральное училище, она сыграла свои первые роли (в том числе и Джульетту) на сцене Саратовского ТЮЗа, но спустя два года работы решила продолжить учёбу — уже в Школе-студии МХАТ, на курсе П. В. Массальского. Это был «звёздный» курс — соучениками Раисы Викторовны были О. В. Басилашвили, Т. В. Доронина, Е. А. Евстигнеев, М. М. Козаков. Окончив Школу-студию в 1956 году, Раиса Максимова тотчас была принята в труппу Художественного театра и заняла в ней прочное место, дебютировав в роли Неизвестной в спектакле «Безымянная звезда». Она естественно обживалась в старых, легендарных постановках, ясно чувствуя заложенные в них изначально режиссёрские мысли и стилистику: играла Фею в «Синей птице», Наташу, а позднее – Настю в «На дне», Ирину, а потом Ольгу в «Трёх сестрах». Она была эффектна и смела в «Последних» Горького, где играла Надежду; точно поняла природу авторского юмора в ролях Клавы Полуорловой («Старый Новый год») и бабки Маруси («Перламутровая Зинаида»); нашла утяжеленность бытовых красок для роли фрау Геншель («Возчик Геншель»). Среди её работ – Стрэга в «Татуированной розе», Валерия и Вера в «Утиной охоте» (1978), Богаевская в «Варварах», княгиня в «Горе от ума», миссис Уоррен в «Профессии миссис Уоррен», Эжени в «Ундине», Паула в «Кошках-мышках», бабушка Дитина в спектакле «Двенадцать картин из жизни художника». Наиболее яркими её ролями в кино стали Аглая Епанчина в пырьевском «Идиоте», Лауретта в фильме «Как Джанни попал в ад», Алла в «Вдовах», мать Юры в «Послушай, не идёт ли дождь…».
Сейчас в репертуаре Раисы Викторовны спектакли «Немного нежности» (Нанда), «Лес» (Бодаева), «Ретро» (Воронкова), «Новый американец» (Официантка).

Сегодня, 2 ноября, Московский Художественный театр отметит юбилей Раисы Максимовой спектаклем «Немного нежности».

Мы поздравляем Раису Викторовну с днём рождения, желаем, чтобы она была здорова и счастлива, и чтобы родной театр, на сцену которого она выходит вот уже 58 лет, оставался для неё источником радости.
>  1 ноября
Отмена спектакля «Дыхание жизни»
В связи с болезнью актрисы спектакль «Дыхание жизни», назначенный на 1 ноября на Новой сцене, отменяется. Билеты подлежат возврату в срок до 5 ноября.

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.