Наедине со всеми

Великая наука побеждать

Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
?В лице артиста А. Калягина, впервые выступившего в роли Ленина, спектакль обрел надежную опору своей жизнеспособности, художественной полнокровности. Внешние данные исполнителя как бы изначально гарантируют эффект портретного сходства — нам даже и минуты не приходится привыкать к калягинскому Ленину. И это при отсутствии характерных поз и жестов, речевых красок, которые, как известно, немало значили во внешнем сценическом рисунке у первых выдающихся исполнителей роли вождя.
Пожалуй, лишь один жест Калягина — при всей его как будто бы непреднамеренности — несет, если можно так выразиться, сюжетную заданность. Ленин дотрагивается до простреленной шеи, и это — согласно ремарке драматурга — «опрокидывает его в звуки предпоследнего августовского дня 18-го года…» Звучат три выстрела эсеровской террористки, и все то, что произойдет затем с раненым Лениным, как бы пунктиром обозначится в его прерывисто-сбивчивом монологе; прозвучат имена его родных, просьба отдать рабочему рубашку, которой пришлось перевязывать на заводском дворе рану, и слова о том, что «покушение — это профессиональная опасность политика».
Центральная роль в пьесе «Так победим!» требует от актера предельной самоотдачи. Пожалуй, ни в одном из прежних произведений Шатрова, вот уже четверть века разрабатывающего историко-революционную тему, драматургия образа Ленива не таила в себе столь богатого спектра эмоциональных состояний, такой динамичной смены чувств и не возлагала на исполнителя необходимости нести груз мыслительной работы подобного масштаба. Сложнейшая партитура роли, показывающей, каким безоглядным самосожжением был каждый миг жизни Ленина, оказалась подвластна таланту А. Калягина, которому удается много сказать даже молчанием своего героя.

Открыто публицистическая и по жанру, и по стилю, пьеса М. Шатрова таит, однако, в своих недрах немалый заряд театральности, сценической зрелищности. Когда, к примеру, слова, сказанные Лениным у смертного ложа Свердлова (визуально оно не представлено на сцене), становятся началом его же выступления на траурном митинге, а реплики в жестком диалоге с представительницей «рабочей оппозиции» Варварой Михайловной (Т. Лаврова) перерастают в страстную речь с трибуны съезда партии — то это театр, с его откровенной условностью, предельно уплотняющей время, совмещающей различные места действия. 

Стихия яркой театральности проявляется и в другом слагаемом постановки Олега Ефремова — я имею в виду вращающиеся круговые массовые пантомимы. Возникая в определенной последовательности, они становятся как бы многосоставной и многоцветной эмблемой того или иного конкретного периода нашей истории. Совокупностью индивидуальной пластики и характерностью костюмов участников они дают также социальный срез общества. Это немое коловращение и клокотание жизни позволяет видеть Ленина в центре общественных потрясений, открывает эпические масштабы личности, исторических деяний пролетарского вождя. Эмоционально обжигающие поначалу, эти пантомимы — а их в спектакле едва ли не десяток — раз за разом теряют свою ударную силу. Прием обнаруживает свою «усталость».

В финале спектакля мы наедине с Лениным. Прежде чем покинуть свой рабочий кабинет, с которым столько связано и куда ему уже больше не суждено вернуться, Ильич устремляет свой взор в глубь зала — и он, этот взгляд, требователен и вопрошающ. А потом словно бы ободряющая улыбка трогает его губы…
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
«Художественный театр. История в фотографиях»: образ Ленина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981