«Художественный театр. История в фотографиях»: как Максим Горький изгонял «Бесов» из МХТ

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.04.2020


Максим Горький был вторым после Чехова важнейшим автором для Художественного театра. Собственно, Чехов и подтолкнул Горького к
занятию драматургией, он и познакомил молодого писателя в 1900 году в Крыму с артистами МХТ – результатом этого знакомства стали постановки пьес «На дне» и «Мещане».
При этом отношения Горького и Художественного театра были непростыми. Скажем, в 1904 году театр решил не ставить его пьесу «Дачники». Свою долю сумятицы вносила и актриса Мария Андреева, гражданская жена Алексея Максимовича, которую Немирович в то время хлестко называл «Великой мутилой».
Одним из поводов для размолвки стал и… роман Достоевского «Бесы». В 1913 году Немирович-Данченко начал репетировать спектакль «Николай
Ставрогин». Информация об этом привела Горького в негодование. 
Дело в том, что Горький был не только модным писателем, но и
политической фигурой. Достоевского он считал своим идейным
противником, а его романы – социально вредными. В «Бесах» пролетарского писателя возмущали образы «дьяволов от революции» – Петра Верховенского и других, а также склонность автора показывать все ужасное и болезненное. Горький в письме с острова Капри пригрозил Немировичу, что поднимет волну против этой инсценировки. И действительно – вскоре в газете «Русское слово» он разразился статьей «О карамазовщине», в которой призывал добиваться запрета премьеры: «Я предлагаю всем духовно здоровым людям, всем, кому ясна необходимость оздоровления русской жизни,— протестовать против постановки произведений Достоевского на подмостках театров».
А также высказывал издевательское предположение, что Немирович-
Данченко, видимо, скоро дойдет до того, чтобы представить на сцене
«лучшего театра Европы» «Сад пыток» французского писателя Мирбо –
настолько далеко простирается его любовь к садизму. В театре взволновались. К написанию ответного письма привлекли эрудита
Александра Бенуа, бывшего в то время содиректором Художественного
театра. Письмо появилось в том же «Русском слове». Но репетиций,
естественно, никто не остановил. 
Премьеру «Николая Ставрогина» сыграли в октябре 1913 года. Спектакль поражал и актерскими работами (Василий Качалов мощно играл Ставрогина), и глубокой мрачностью. Именно депрессивность постановки определила ее короткую жизнь: в следующем году началась Первая мировая война, и публика захотела чего-то более жизнеутверждающего.
Ну а с Горьким у МХАТа было еще немало витков отношений. В советские годы писатель помогал отстаивать пьесы Булгакова, во многом благодаря ему МХАТ получил особый статус и стал подчиняться напрямую правительству. В 1932 году МХАТу было присуждено имя Горького, что стало неожиданностью для отцов-основателей. Правительство тогда давало это имя многим учреждениям (так, что писатель Пришвин даже пошутил в дневнике, что пора ему подписываться «Михаил Пришвин им. Горького»). Но в случае со МХАТом это жест все же имел свои основания. 

На фото: Максим Горький; Василий Качалов в роли Николая Ставрогина.
Пресса
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024