Режиссеры

Рождение трагедии из духа

Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006
Заступивший недавно на территорию кино и сразу же впавший от него в «Эйфорию» Иван Вырыпаев продолжает оставаться человеком театра. Теперь еще и конкретного театра — «Практика», худруком которого он с начала сезона является. Только что в качестве худрука он выпустил здесь свою первую премьеру — «Июль». «Июль» оказался жарким. 

У текстов Вырыпаева вообще, но у этого в особенности, есть некое свойство, которое сразу не определишь. После долгих поисков нужного слова я остановилась на таком — дистиллированность. В разное время в разных интервью автор «Кислорода» уверял, что писатели должны отражать в своих произведениях современную жизнь, но, кажется, именно он - меньше любого представителя новой драмы — фиксирует течение этой жизни. Действие главных его сочинений словно разворачивается на каких-то космических просторах, где без руля и ветрил летают демонические герои, пытающиеся найти веру в неверии, мораль — в безнравственности, любовь — в отсутствии любви. И чем дальше, тем опаснее становятся перевертыши. Ох, как страшен его месяц «Июль»!

Сами по себе эти перевертыши, однако, скорее роднят Вырыпаева с новой драмой. Отличает другое — дистиллированный пафос. Едва ли не все современное искусство стремится принизить возвышенное. Спустить с котурнов. Убрать пафос, потому что он может быть только ложным. Вырыпаев встает на котурны и с них вещает Господу и миру. Он не с современностью выясняет отношения, он выясняет отношения с бытием.

Герой романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» решил, что из всего — не только из цветочных сборов, но даже из самой человеческой красоты — можно извлекать некую эссенцию. Или, точнее, квинтэссенцию. Вырыпаев пытается проделать с действительностью примерно тот же эксперимент, что Гренуй с женщинами, — извлечь из нее эссенцию. На спектакле, который начинали ставить разные режиссеры, а поставил в результате верный соратник Вырыпаева Виктор Рыжаков (он же ставил и «Кислород» и «Бытие № 2»), можно испытывать эстетическое наслаждение от самого процесса возгонки. Пересыпанная матом-перематом и жуткими физиологическими подробностями история о маньяке-людоеде, из-за сущей ерунды убившем соседа, потом удушившем собственными руками шелудивого пса и съевшем его, потом разрезавшем на мелкие кусочки и тоже съевшем своего спасителя священника Мишу, потом пожравшем медсестру, постепенно превращается в историю о скитаниях души в земной юдоли, о любви дьявольской силы в прямом смысле этих слов всепоглощающей и всепожирающей. Все самые важные понятия человеческой жизни, написанные в начале «Июля» со строчных букв, в конце надо бы писать с прописных. Чем страшнее зачин, тем возвышенней финал. Тут даже мельком упомянутые сыновья героя проживают в городе Архангельске. Вслушайтесь в его название. 

Вложенный в уста изумительной актрисы «Мастерской Петра Фоменко» Полины Агуреевой монолог людоеда подвергается еще одной возгонке — уже сценической. И можно твердо сказать, что актрис такой безрассудной отваги (и такой безупречной техники) наш театр давно не видывал. Агуреева не играет. Она не демонстрирует нам свою пленительную хрупкость. Она проделывает с этим текстом то, что сам Вырыпаев проделал с действительностью. В концертном платье со строгим выражением лица на практически пустой сцене она кажется бесстрастным проводником текста. Не смысла его, но его ритма, мелодики, звуковой палитры. В ее бесстрастности содержится удивительная театральная энергия — причем тоже в каком-то чистом, беспримесном состоянии. 

Стилистические особенности шизофренического, изломанного, не могущего успокоиться ни в вере, ни в неверии сознания Вырыпаев передает мастерски. Романтизм с его манфредовским бунтом, Достоевский с его «человеком из подполья», Жан Жене с его интересом к изнанке души… Все это (и еще многое другое) мерцает в «Июле» неявными литературными реминисценциями. Выделка текста и его поэтический строй заставляют местами даже вспомнить Фолкнера, гениально передавшего в «Шуме и ярости» поток сознания слабоумного Бенджамена. Но главное все же не в этом, а в самом процессе дистилляции. Претворение слов в ритм, физиологии в чувство, обсценной лексики в поэзию — вот тема и сюжет этого удивительного спектакля. Так могли бы, наверное, пахнуть духи Гренуя. Но жизнь пахнет иначе.

Ее запахи слышны не только у завороженных ее неприглядной фактурой новодрамовцев, но и у Достоевского, и у Жене, и у Байрона. У Вырыпаева эти запахи, несмотря на нарочитую физиологичность его произведения, расслышать сложно. Из бренной материи у него рождается в результате — нет, не царство духа, а одна лишь голая метафизика. И жуткий его людоед лишь на первый взгляд кажется живым. Если и можно предъявить его поэтичному макабру какую-то претензию, так только ту, что предъявляешь герою «Парфюмера» — свою волшебную эссенцию он умел извлекать не из живых, а только из мертвых тел.
Пресса
Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021
«Маска» соблюла дистанцию, Ольга Федянина, Татьяна Кузнецова, Сергей Ходнев, Коммерсантъ, 11.11.2020
«Золотая маска 2020»: итоги, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020
«Стойкое сообщество, чес-слово», Елена Дьякова, Новая газета, 10.11.2020
Лауреатов «Золотой маски» объявили онлайн, Марина Шимадина, Театрал, 10.11.2020
Фестиваль «Золотая маска» объявил победителей, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020
МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Максим Горький и другие, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 14.04.2018
Автор как герой, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 30.03.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
В столице состоялась премьера уникального спектакля о Горьком, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 29.03.2018
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Киноплёнка в голове, Наталья Соколова, Прочтение, 19.01.2017
«Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016
Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016
В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016
“Dreamworks”, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016
«Призрачно всё в этом мире бушующем…», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016
То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016
Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 18.01.2016
«Текст? Так в нём, собаке, зарыта вся тайна…», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 12.2015
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
«Пьянство» как универсальный рецепт счастья, Дарья Брянцева , Deutsche Welle, 21.02.2014
Секунды тишины, Виталий Ченский, Комп@ньон, 8.11.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Виктор Рыжаков. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006
Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006
Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, 29.11.2006
Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.11.2006
Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», 28.11.2006
Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006
Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006
Барышня и маньяк, Итоги, 27.11.2006
Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, 27.11.2006
Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), 24.11.2006
На последнем издыхании, Марина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002