Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Три Герды

Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

А. Пушкин «Бесы»


Спектакль Марины Брусникиной «Полярная болезнь» по пьесе Марии Малухиной соединяет актуально-болезненные вопросы времени с его характерными приметами, человеческими типажами и этнику крайнего Севера, живущего в пространстве мифа.

Пьеса Малухиной – о девяностых, рушащемся мире, тотальном сломе, социальном переустройстве и о простом беззащитном человеке, в шторме смутного времени пытающемся не только не утонуть, но и взобраться на гребень волны, урвать свой кусок пирога. В спектакле Брусникиной эта тема звучит не только и не столько как документальное повествование о недавнем прошлом нашей страны, сколько как попытка в его отражении осознать наше настоящее, не менее потерянное, «безумное» и противоречивое. К такому интимному, вдумчивому разговору о том, «куда же несётся птица-тройка» зрителя побуждает доверительная атмосфера Малой сцены и «приглушенное», кинематографично-документальное актёрское существование главных героинь.

Образ Руси как гоголевской птицы-тройки и неизменный мотив дороги, пути в пушкинском снежном буране поддержаны и самим сюжетом пьесы. Только вместо конной брички – разваливающийся автобус-«уазик», а в нём три героини, как когда-то чеховские три сестры или некрасовские мужики, отправились на поиски счастья и лучшей жизни. Пьеса вся прошита литературными аллюзиями, а одна из «сестёр», Татьяна, в прошлом учительница литературы, время от времени цитирует в пустоту классиков, никем не слышимая.

Традиции классической русской литературы находят отражение и в теме «судьбы русской женщины», которую драматург и режиссёр акцентировали, а мужских персонажей свели до собирательного образа двух безголосых полусонных попутчиков. Три героини, три возраста и три возможных женских судьбы, столь непохожих в своём прошлом, теперь игрой обстоятельств завязаны в один плотный узел, объединены одним ремеслом, одной дорогой, одной мечтой. Татьяна (Дарья Юрская) – замкнутая, холодная интеллектуалка, этакая «жена декабриста» или белого генерала, с трудом примиряющаяся с грубой прозаичностью и безнадёжностью своего положения. Валя (Юлия Чебакова) – бойкая и «неубиваемая бабёнка» из народа, ко всему привычная неугомонная болтушка, но именно ей, «прошаренной», выпадет на долю наибольшее испытание. Люба (Маргарита Якимова) – ещё совсем молодая наивная девчушка, жизни не знающая, открыв рот слушающая старших подруг, но и в её биографии, как позже оказывается, есть мрачные эпизоды в духе Достоевского. Вывести на первый план образы трёх женщин – не только внимание драматурга и режиссёра к судьбе женщины в момент слома эпох. Эта женщина, ещё недавно «слабая», безработная, теперь ощутила болезненную ответственность за выживание семьи и поэтому через неизвестность прокладывает путь себе и другим к новым мечтам и к новому будущему. На поэтическом уровне в спектакле Брусникиной эти женские образы через переодевания героинь то в шубы, то в платья невест, через сны и монологи формируют единый – нежный, сильный, трагический и дарящий надежду – женский образ Руси-России-Родины.

Не менее важен второй пласт, в котором разворачивается существование спектакля – пространство сказок, мифов и песен крайнего Севера, вневременной холодной бесконечности, окутывающей маленький замерзающий автобус. Это замедленно-космическое пространство бескрайних снегов и полярного сияния выражено музыкально, через песни духов и северные напевы-предания (Алёна Хованская и Алексей Варущенко). Оно вырастает из сна героинь и постепенно захватывает реальность, превращая её в мифическую красиво-страшную фантасмагорию. С маленького балкончика в глубине сцены духи-певцы, исполняющие свои магические баллады, в сияющих космических костюмах, постепенно спускаются вниз к героиням, и вот они уже ходят среди них, кружат, завораживают, вот уже поют об их собственной боли и их мечтах.

Музыкально-этническая и сонно-песенная составляющая живёт в спектакле Брусникиной наравне с основным сюжетом, уберегая последнее от злободневной плакатности и безапелляционности. Она наполняет всё происходящее на сцене поэзией, тонкой щемящей меланхолией и философской глубиной, не давая ни создателям, ни зрителю произнести безжалостный приговор времени. А чудо северного сияния становится символом путеводной мечты.

Екатерина Ченчикова окончила факультет филологии и истории, кафедра зарубежной германской филологии (компаративистика) РГГУ и там же магистратуру по направлению: современные зрелищные искусства (театральная и кинокритика). Учится в ГИТИСе на факультете эстрады (актёр театра и кино).
Пресса
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Это мой город: актриса Дарья Юрская, Алина Комская, Москвич, 26.12.2020
Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018
В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018
Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018
В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018
Пять вопросов о Москве: Дарья Юрская, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 30.11.2017
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016
Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016
Дарья Юрская: «Мой папа получается со всех сторон проблематичный», Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.03.2015
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002