Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Есть одна награда — смех

Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
«Новая оптимистическая» – сочинение Константина Богомолова в МХТ имени А. П. Чехова; вольный-превольный ремейк «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, сплавляющий скабрезные анекдоты, обсценную лексику, минкульт, ФСБ, театр, видео, Бунина, Достоевского, Валерия Леонтьева, Аллу Пугачёву и того самого Мюнхгаузена в стройное сценическое действо.

В программке жанр спектакля определён трагикомедией, на чёрном экране, скрывающем сцену до начала – просто, как у Вишневского, трагедией. Оба варианта верны – всё безумно смешно и бесконечно трагично; оптимизма – чуть, но Богомолов – гений оборотничества; в его лучших спектаклях – а «Новая» точно среди них – изнанка в секунду может стать лицом, белое – чёрным, издёвка – нежностью. И наоборот.

Старт (во всяком случае, в премьерном блоке «Новых») даёт сам Константин Богомолов: «Дамы и господа, начинаем репетицию спектакля „Тёмные аллеи“, начинаем репетицию финала, на сцену приглашается Александр Моисеевич, Онегину и Ленскому приготовиться к поклонам…». Александр Моисеевич Виолин (Игорь Верник) – пятидесятилетний премьер модного столичного театра, выходит с монологом, в котором опознаешь скорее Пьера Гийоту, чем Бунина – однако ж это именно Иван Андреевич, уже послевоенный рассказец «Ночлег», завершающий цикл «Тёмные аллеи».

Фокус в том, что девочка, которую в тексте пытался изнасиловать «негра», марокканец – пока собака не вырвала похотливцу горло – заменена на мальчика.

Дальше – больше: на поклоны под леонтьевский «Дельтаплан» выходят мужики, ряженые в броский бабий ситчик; все проявления гей-кича – от надрывных до разухабистых – разом. На них специализировался худрук Филипп Глотов (Лера Горин), принципиально не работавший с женщинами, а теперь озадачивший участников прогона своей бездвижностью: медитирует или того, не дышит? Второе – сгорел на работе, самую малость до премьеры не дотянул; и вот госпожа министр культуры (Ольга Воронина) обсуждает с матёрым эфэсбэшным чином (Игорь Миркурбанов), кого поставить на место усопшего. «Некого ставить, – сокрушается серый кардинал русского театра. – Поставь либерала, будет всё то же, что было при Глотове, поставь патриота, будет бездарное унылое говно, никто ходить не будет». «Ну, зато свой», – примирительно мычит госпожа министр культуры. «Нет, нельзя, нельзя дать им право говорить, что мы уничтожили театр, что на место неправильного, но якобы талантливого, пришел правильный, но занудный». «Неужели нет никого из патриотов, кто был бы ярким, современным, привлекательным? – Нет». Зал сотрясает смех.

В быту-то мы знаем (хотя бы на примере наскоро уничтоженного «Гоголь-центра» – реинкарнированный Театр имени Гоголя на уровне фасада смердит затхлой унылостью; никакой заботы о форме, прально басит Игорь Витальевич), что чиновников посещаемость и качество «контента» не заботят. Но тут – художественный вымысел, сценическая фантазия, отчего властители дум, тел и учреждений культуры принимают соломоново решение – поставить на театр офицера, «девочку одну», Аню Чернову (Александра Ребенок, возможно, главный медиум богомоловских постановок в Москве), офицера ФСБ; в активе – опыт учёбы в ГИТИСе и боевых действий; и людей убивала, и про театр ведает; умна и в храм ходит, благочестивая.

Так возникает извращённая коллизия «Оптимистической трагедии», где – напомню тем, кто не читал пьесу, не видел отмеченную на Каннском фестивале киноэкранизацию 1963-го года, балет Геннадия Банщикова «Комиссар» или спектакль Дмитрия Крымова «Горки-10» – в 1918-м году ЦК РКП(б) назначает женщину-комиссара на военный корабль «Громобой». Комиссарше Вишневского противостоят анархисты (в новой старой «Истории Гражданской войны» Дзиги Вертова отражена эта генеральная линия РККА – на приструнение партизанской вольницы), офицерке Богомолова – пидорасы: Глотов подбирал коллектив, исходя из собственной сексуальной ориентации (жаль, невозможно сремейчить попытку группового изнасилования назначенки; но герой Данила Стеклова пытается действовать индивидуально). Оскорбительное слово звучит в спектакле чаще слова «театр»; Богомолов – враг политкорректных приличий; настолько, что известный анекдот – «А сейчас – смертельный номер, прыжок из-под купола цирка без страховки… – Куда вы меня тащите, пидорасы?!» – мог бы стать ёрническим эпиграфом спектакля.

Но свободен Богомолов не только от страха кого-то обидеть; да даже и дифирамб интеллектуальным способностям слуг государевых, нахальная апология ФСБ – своего рода провокационный трейдмарк режиссёра, опробованный в «Мудреце» – мозговая кость и «патриотам», и «либералам»; заискивание, возведённое в гротеск; нарочитая лояльность, не отделимая от абсолютно бузотёрской наглости.

В бесконечном оборотничестве Богомолова – и красота, и опасность: попробуйте записать его в «свои», в «друзья» – обожжётесь;
только покажется, что автор раскрывает вам объятия, как схлопочете оплеуху; распишется этот бегущий от всех лагерей волшебный колобок в том, в чём «прогрессивной общественности» признаваться негоже. Про собственные противоречивые чувства к уникальному в своей предсказуемой непредсказуемости художнику я говорил – хотя бы в тексте о «Бесах»; не буду повторяться (хотя повторяемость многих спектаклей Богомолова была бы оправданием); велик соблазн набить рецензию пересказом скетчей «Новой оптимистической» – но и здесь охолоню, воздержусь; посмотрите сами – она того стоит. Попробую сухо сформулировать, почему она того стоит. «Новая» – в отличие от визуально неизобретательного «Мудреца», напрашивающегося на аналогии со сбитым на скорую руку капустником (ладно, «Мудрец» – всякие, включая самые непритязательные, работы есть в богатом послужном списке режиссёра) захватывающе построена – в прямом смысле геометрии сцены и зала. Режиссёрский стол-«пульт» с китайскими болванчиками (не просто так – ведут к жёсткой, в грязно-багровых тонах сексуальной перверсии линии, связанной с Достоевским и героем Александра Семчева) вынесен в центр партера; и часть мест зарезервирована для действующих лиц, вторгающихся в зал (лишая, кстати, театр нескольких дорогущих мест; не только корысти ради играют трагедию). Драматургия – череда встреч, душеспасительных (или наоборот) бесед новой худручки в погонах с подневольными артистами – могла бы показаться монотонной, если бы не это разрушение привычных границ между зрителем и лицедеем, экспансия сказки в реальность. Захватывающе трансформируется и сцена: постоянный соавтор Богомолова Лариса Ломакина рифмует дискотечные блёстки с красным кумачом – просто и гениально, чисто физиологический, не зависящий от рацио эффект.

Про что «Новая оптимистическая»? Права Екатерина Барабаш, углядевшая сходство с «Сукиными детьми» Леонида Филатова: конечно, про артистов и их ломкую, инопланетную, располагающую на смех и грех природу; про театр, где дурь и святость едины (не как «ЕдРос», а воистину). Про искусство, не мыслящее границ и любой, хоть политической, хоть культурной корректности. Про жизнь – которая идёт себе и идёт, в любых обстоятельствах; и Бунин, на минуточку, размазывал слюну и сперму «Тёмных аллей» в вишистской Франции. Миру амба, а он что? а он – «Ну-с, ещё по единой, и шабаш! – И правда шабаш, – отвечает она в тон ему. – А замечательная водка!» Это не из «Ночлега», финал которого, повторённый во втором акте «Новой оптимистической» – снова вместе с «Дельтапланом» – уже не кажется бесчинствующей пародией; больше «Смерть в Венеции», доведённая до невозможного у Томаса Манна и Лукино Висконти оргазма. Или история артиста Ангелина (Артём Соколов), сменившего пол ради поступления в труппу Глотова: ведь дичь, дурнина, хохма за гранью фола, ещё и венчающаяся выступлением под переделанного в Ангелина «Арлекино-Арлекино» Аллы Борисовны – а звучит катарсически; соцарт, стёб, фарс, цирк, постмодерн и метамодерн все тушуются у пожарного выхода, уступая место – не знаю, ***, как точнее сказать, настоящему. Короче, над вымыслом слезами обольётесь. И животики надорвёте.

Оригинал статьи
Пресса
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021
Вся палата травится, Наталья Стеркина, Независимая газета, 15.12.2021
На территории хаоса, Александра Машукова, Театр, 26.11.2021
Вадим Верник рассказал о последних днях отца: готовились к худшему, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.04.2021
Игорь Верник: «Я всю жизнь себя разбрасываю», Валерия Хващевская, Вечерний Саранск, 23.03.2021
Вышла в свет книга Игоря Верника «Брошенные тексты», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Игорь Верник: «Мы можем прожить вторую жизнь», Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.04.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Игорь Верник: Внутренняя свобода не знает возраста, Елена Булова, Южные горизонты, 13.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Игорь Верник сыграет Тригорина в новой «Чайке» литовского режиссера, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 6.02.2020
МХТ имени А. П. Чехова привёз в Екатеринбург спектакль «№ 13D», видеосюжет телеканала «Россия» («Вести. Урал»), 21.01.2020
МХТ имени Чехова привёз в Екатеринбург знаменитую постановку «№ 13D», видеосюжет Свердловского областного телевидения, 20.01.2020
«В общем, сумерки, Ваше превосходительство», Татьяна Таран, Новый континент, 16.12.2019
Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019
МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019
Високосный год театра: сезон начинался с дурного знака, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.07.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Йобсен, бабабаба и жизнь в подтексте, Лина Гончарская, Culbyt.com, 13.06.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019
Театральный поезд к юбилею МХТ запущен в московском метро, Иван Пышечкин, Российская газета, 3.11.2018
В Екатеринбурге покажут спектакль по оскароносной истории Вуди Аллена, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.10.2018
Игорь Верник: «Театр и есть моя жизнь», Анна Позина, Известия, 15.10.2018
Братья Верники отметили юбилей в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2018
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2018
Игорь Верник: «Никогда не стестнялся своих слез», Александра Мартынова, StarHit.ru, 11.10.2018
55-летие актер и шоумен Игорь Верник встретит с юмором, Екатерина Шитикова, Амурская правда, 11.10.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
В столице состоялась премьера уникального спектакля о Горьком, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 29.03.2018
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
«Свидетель обвинения» от МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 24.10.2017
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Игорь Верник в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 18.09.2017
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
«Мужья и жены»: бег по кругу, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.06.2017
Фестиваль «Черешневый лес» вручил премии им. Олега Янковского, Сусанна Альперина, Российская газета, 29.05.2017
Интервью на фоне спектакля «Дракон», телеканал «Театр», 4.05.2017
Игорь Верник: «Я жил, как мой Дракон, словно под маской», Елена Левинская, Театральная афиша, 21.04.2017
В остывший след дракона, Елена Дьякова, Новая газета, 19.04.2017
Игорь Верник в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.04.2017
«Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017
«Дракон», выйди вон, Светлана Наборщикова, Известия, 31.03.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
«Человек — сам себе Дракон», Наталья Гусева, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 10.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
«Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017
Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Вуди Аллен и Константин Богомолов. Что-то будет, Ольга Демченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 26.11.2016
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
А чайка — награда за верность, решили театральные актеры, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 28.10.2016
На сборе труппы в МХТ Табаков удивил всех, видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.09.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
…В себе на ощупь ищет солнце, Алексия Мелевская, Аргументы недели, 30.06.2016
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
МХТ имени Чехова привез в Петербург сразу три премьеры, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 1.04.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Игорь Верник: «Нужно думать, что всё будет хорошо!», Галия Байжанова, ИнформБюро. Новости Казахстана, 23.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Игорь Верник на РСН раскрыл секрет своей молодости, Стас Жураковский, Русская Служба Новостей, 22.11.2015
«Ты давно понял, что стал украшением отечества», Виктор Борзенко, Новые известия, 16.11.2015
Послушайте! Поэты на Красной Пахре, телеканал «Культура», 10.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Катерина Вахрамцева, Time Out, 29.10.2015
В МХТ имени Чехова подготовили послание потомкам, видеосюжет телеканала «Культура», 25.03.2015
Игорь Верник: «Спасибо папе с мамой за мою улыбку!», Марина Долгорукая, Мурманский вестник, 4.02.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Верник поможет попасть к Меладзе, Никита Карцев, Московский комсомолец, 4.09.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летие, видеосюжет Пятого канала, 11.11.2013
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
Игорь Верник: «Женщины мне всегда помогают», Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Игорь Верник рассказал, как наказывал себя улыбкой, Ольга Сабурова, Собеседник, 13.07.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Игорь Верник: Хочется чувствовать вкус, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 25.10.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Эмиль Верник в программе «Большая семья», телеканал «Культура», 28.01.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Театральное «Событие» как драма для всего человечества, видеосюжет телеканала «Россия-24», 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Московскому Художественному театру исполнилось 113 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2011
Глянец правит миром, Дарина Шевченко, Вечерняя Москва, 5.07.2007
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002