Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Ольга Яковлева: «Где этот прекрасный мир, когда он наступит?»

Мария Михайлова, Театрал, 17.12.2023
Народная артистка России Ольга Яковлева, одна из самых известных актрис МХТ имени Чехова, стала лауреатом премии «Звезда Театрала»-2023 в самой почетной номинации «Легенда сцены». Как сказал театровед Алексей Бартошевич в интервью, посвященном творчеству актрисы: «Искусство Эфроса и Яковлевой – это искусство сложности и утонченности, и права на эту утонченность».

– Ольга Михайловна, искусствовед Сергей Николаевич в своей статье назвал вас «последней аристократкой русской сцены». Как вы относитесь к этому определению?

– Очень смешно… А как это можно всерьез воспринимать?

– А звание «Легенда сцены»?

– А как вы полагаете? Это всё, конечно, надо в кавычках писать. Когда у нас про кого-нибудь говорят «великие» – всё же начинаешь думать, так ли это и как к этому относиться… В обиходе-то знаешь, что надо посмеяться и поблагодарить за великодушие. ..

Но если серьезно, то я думаю, что я – счастливый человек, потому что принадлежу к «легендам сцены» в плане того, с кем мне доводилось встречаться в течение моей жизни, с кем беседовать, о чем, и какая была разница в возрасте или в званиях…

Видимо, это был такой период. Шестидесятники. Заходишь в Дом литераторов и можешь побеседовать, с кем захочешь – от Юрия Нагибина до Василия Аксенова. От Беллы Ахмадулиной до Евгения Евтушенко… Интересно, неужели это «Оттепель» так действовала на людей, что они были так просты в обращении? Все беседовали, с кем хотелось и о чем хотелось. И это было так естественно… И в этом смысле я легенда, так как в вузе нас учили Захава и Раппопорт, Любимов и Борисов! Партнерами по школе были Андрей Миронов и Николай Волков. В театре – Василий Лановой и Михаил Ульянов, Софья Владимировна Гиацинтова и Аркадий Вовси, Ширвиндт и Державин, Збруев и Круглый, Гафт и Броневой, Остроумова и Каменкова, Табаков и Каневский, Вертинская и Славина, Юрский и Золотухин, Качан и Гаркалин… С Володей Высоцким было записано три пластинки – по Джеку Лондону, Пушкину и Блоку!

Почти четверть века я работала с Анатолием Эфросом… Меня приглашали в свои театры Георгий Товстоногов и Рубен Симонов… Когда вспоминаю, то начинаю сама себе завидовать… Я видела спектакли с Полом Скофилдом, с Дороти Тьютин. Была на концерте Марлен Дитрих и Дюка Эллингтона. Смотрела спектакль с Мадлен Рено и Жаном-Луи Барро. Я смотрела великие балеты в Большом! «Спартак», «Лебединое озеро» и «Чайку» – с Марисом Лиепой, Владимиром Васильевым, Майей Плисецкой. «Ромео и Джульетту» Бежара с Катей Максимовой. Слушала оперы с Еленой Образцовой… И хочется сказать, я так много видела и слышала, что должна быть благодарна всему и всем, с кем меня сталкивала жизнь…

– Сейчас вы работаете в МХТ, где в последние годы происходит много перемен. С вашей точки зрения, каким должен быть этот театр?

– Прежде всего, надо создать Дом. Это же Дом Станиславского! И всякий раз его надо строить заново, разрушать ведь легче, чем построить… Олег (Табаков – «Т») создавал его разносторонним. У него появились тогда молодые режиссеры – Писарев, Машков, Марин… Табаков придумал награды для «долгожителей» МХАТа, приглашал талантливых артистов из московских театров и театров России. Помню, Олег хотел пригласить на постановку Туминаса, даже меня просил поговорить с ним. Ведь Римас опосредованно считал себя учеником Эфроса, часто приходил к нам на репетиции на Бронную. И потом мне его спектакли были очень близки. Быть может, они действительно в чем-то совпадали…

– А что для вас настоящее мастерство артиста?

– Недавно я посмотрела по телевизору фильм «Солнечный ветер» по пьесе Дворецкого. Анна Каменкова, которая в нем играет ученую, говорит о творчестве ученого-физика, о том, что достигла момента, когда не видит возможности дальше продолжать свой научный поиск… И я вдруг начинаю плакать по эту сторону экрана. У Ани есть такая способность – говорить о чем-то своем так, словно она говорит о тебе, о твоей боли, о твоей жизни. Мы вместе проработали на Бронной почти 20 лет. У нее есть этот актерский дар – такого постижения глубинного смысла, что это начинает невероятно волновать зрителя…

Но сейчас с профессией всё как-то сложно. И с актерской, и с режиссерской. Мне кажется, в данный период у театра меняется менталитет… И ориентиры, и смыслы… И если даже что-то абсолютно противоречит близким тебе предыдущим смыслам, то всегда кто-то найдется, кто скажет: а почему бы и нет? Все заняты тем, где взять деньги и как их побольше заработать… И придумывают разные способы. То появляется какой-то «ландшафтный театр», то «под лестницей», то «в гардеробе», то разовые читки пьес, такие полуфабрикаты… Всё время какие-то «новые веяния» и прожекты… То у всех были телевизоры на сцене, то все вдруг почему-то босиком стали ходить… И эти штампы переходят «из рук в ноги»…

– Вы как-то сказали, что актер должен быть клоуном, но при этом не терять собственного достоинства.

– Актера нельзя унижать. Есть поговорка «Не гордая птица – не летает». Артист должен в себя верить… У Эфроса была удивительная черта: что бы ни происходило в жизни, в какие бы катаклизмы мы ни попадали, вот, к нему подходишь, стоишь рядом, и ты уже себя оправдал. Становишься чище, благородней…

– Когда не стало Анатолия Эфроса, на несколько лет вы уехали в Париж, что вы делали там?

– Жила… Озвучивала мультфильмы на студии «Булонь»… Уже больше 30 лет прошло…

– Хорошо знаете французский язык?

– Ну, тогда объясниться могла… Там можно было бы работать в Консерватории, но для этого нужен был договор с нашим Минкультом. К тому же я не собиралась долго пребывать во Франции. Это был период, когда я решила: чтобы не быть здесь – буду там… А потом вернулась, чтобы больше не быть там, а быть – здесь.

– Потому что Андрей Гончаров пригласил вас в Театр Маяковского для возобновления спектакля Эфроса «Наполеон Первый»?

– Да, тогда я вернулась, хотя поначалу и побаивалась этого предложения, так как Андрей Александрович слыл «громкоговорящим» руководителем, и к тому же его все называли закоренелым «соцреалистом». Его громкоголосые замечания было слышно издалека, но если подойти к нему и сказать: «Андрей Александрович, ну что вы так шумите! Это же произошло (то, из-за чего он кричал) случайно, никто не хотел вас огорчать. Ну, что вы, ей-богу!» И он тут же обмякал… Он был добрый, покричит и успокаивается. Как ребенок. И этим он был симпатичен.

– А когда вы были у Эфроса, то никогда не думали о том, чтобы работать с другими режиссёрами?

– Я могла вообще уйти из театра. Совсем. Это я могла, а вот пойти с кем-то другим работать – нет. Поэтому так непросто было продолжать, когда не стало Анатолия Васильевича.

– После вашей многолетней работы с Анатолием Васильевичем вы, наверное, сами многое знаете и можете режиссерам подсказать, что нужно делать?

– Нет, актер не может этого знать! У меня, конечно, есть какой-то внутренний «цензор», когда я думаю, что так не должно быть, что это плохо, что надо что-то изменить… Но, по сути, актер не может сам ничего знать. Нет взгляда на себя со стороны… Это может только человек извне. Мне вообще кажется, что любой зритель, сидящий в зале, понимает про происходящее на сцене больше, чем мы, актеры, это играющие. Любой. Я – зритель – умнее себя, актера на сцене. Для зрителя всё наглядно, его режиссер ведет по спектаклю. Как Феллини в «8 1/2» берет зрителя и ведет за собой, по кадрам… Куда ты должен идти, о чем задуматься, над чем плакать. Зритель идет за режиссером, а актеры – просто исполнители его воли, при условии, что режиссер талантлив. 

– На ваш взгляд, публика сегодня изменилась?

– Да, очень. Даже профессиональная. Я часто бываю на фестивалях по всей России и в Москве и слышу, как в каком-нибудь углу, где сидит студенческая компания, раздается смех, который не относится ни к чему, просто потому что хорошее настроение, они не голодны, и почему-то вот так гогочут, а остальной зал просто молчит. У меня иногда возникает ощущение, что мы медленными шагами или не медленными возвращаемся в пещеры…

– А что вам сейчас помогает найти опору в жизни?

– Ничего не помогает… Я понимаю, что не только я, всё замерло в депрессии, в безвоздушном пространстве. А ведь то, что происходит, это… Вот показывают по телевизору, как выносят из-под бомбежек раненых, детей… Это же аномалия!.. Но кажется, что происходит какое-то привыкание… При любом катаклизме не знаешь, кто это может разрулить… Ведь разрулить давно пора все конфликты. Ведь это же противоестественно, что человек убивает человека… Но справедливого мира, который существует в утопии, его нет… Где этот прекрасный мир, когда наступит? Один мой сосед всегда говорит: «Жизнь бессмысленна, потому что она конечна…»

– И все-таки зачем-то мы что-то делаем в жизни, зачем-то плачем в театре или глядя на экран…

– Я думаю, что самое запоминающееся в жизни – это художественные впечатления… Художественные. Я часто на фестивалях смотрю спектакли провинциальных театров. И то, что ты запомнил, когда плакал в зале, это с тобой остается надолго-надолго, может быть, навсегда. Это тебя питает, и ты понимаешь, что там – в Нижнем Новгороде или в Иркутске есть такие талантливые люди, которые из тебя, которая многое видела и знает, «вытрясают» что-то, что заставляет волноваться, когда, казалось, уже нет более эмоций ни на что… И можешь потом подробно описать этих актеров, как они играли, о чем, как талантливо, интересно, неординарно и подробно что-то сделано и отчего плачет весь зал.

Смотришь какие-то «Бешеные деньги», и вдруг, когда муж Кукушкиной рассказывает, что его обманули – и маменька, и дочка вместе, он так переживает, что весь зал начинает содрогаться от слез и сочувствия этому герою…

Или восторг, который испытывает молодой герой у Вампилова в «Старшем сыне», когда соседка, в которую он влюблен, пообещала с ним сходить в кино. И вот он купил билеты, несется через всю сцену и так подпрыгивает «в антрашах» с этими билетами… И вдруг перехватывает в горле от того, что жалко героя и радостно за артиста, который так может выразить свое чувство. И все эти эмоции театральные остаются с нами надолго.

– Несмотря на то, что вы сами – легенда сцены, вы благодарный зритель?

– Вы опять о легенде?! Кивать головой в ответ, это все равно, что соглашаться с вами… Я просто благодарный зритель… Но я не про это, я – про то, что это самые ценные воспоминания человека… «Над вымыслом слезами обольюсь…» Вот иногда фильм смотришь хороший и уплываешь вместе с ним. И тогда реальности не существует, и уже вернуться оттуда и сказать то, что мы себе всегда говорим, когда смотрим какой-нибудь боевик, «что это кино, а не правда», – трудно… Но в жизни все быстрей, внезапней, неожиданней происходит. Вообще человек очень хрупок. Вот кто-то кого-то оскорбил, один переносит это легко, а для кого-то это заноза такая, что он не может воспрять потом, не может привести себя в чувство и найти опору для жизни. Такое бывает ощущение обиды.

– У всех разная степень чувствительности…

– Но она у всех есть! У всех. Только один воспринимает одно, а другой – другое. А кто-то так чувствует музыку. Сидит человек в Консерватории, слушает игру оркестра и вдруг начинает плакать… Говорят, магическая сила искусства… И ты можешь иронизировать над этим сколь угодно, но она существует…

Оригинал статьи
Пресса
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Ольге Яковлевой, с любовью, Ольга Скорочкина, Надежда Таршис, Вадим Гаевский, Петербургский театральный журнал, 14.03.2021
Сегодня день рождения и юбилей Ольги Михайловны Яковлевой, Сергей Николаевич, https://www.facebook.com/sergey.nikolaevich.96, 14.03.2021
К юбилею Ольги Яковлевой, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2021
Ольге Яковлевой. Объяснение с продолжением, Адольф Шапиро, Экран и сцена, 12.03.2021
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева