Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Кладбище одноклассников: «Космос» А. Житковского в Театре им. Пушкина и в МХТ им. Чехова

Вячеслав Шадронов, блог Вячеслава Шадронова (_arlekin_), 17.11.2023
Так уж заведено на Москве, что если какая-нибудь пьеса — неважно, популярная или забытая, русскоязычная или зарубежная, классическая или абсолютно новая, современная — ставится в одном театре, уж непременно почти сразу она должна быть поставлена и в другом, причем никто не сговаривается, а просто всякий раз так само собой выходит. .. Прошлой зимой «Космос» Житковского — немудреная история бугульминской училки английского, вдовы с взрослым сыном, в которой пробудил давно умолкнувшие чувства предполагаемый визит на малую родину бывшего одноклассника, ставшего космонавтом и героем, в последний момент отмененный и оставивший без того несчастную женщину с ее пропавшей жизнью наедине (потому что сына в армию забрали) — из эскиза лаборатории «Артхаб» очень быстро превратился в репертуарный спектакль МХТ, а только что в Театре им. Пушкина и свой «Космос» появился. Два параллельных «Космоса» отличаются сильно.

Пушкинский «Космос», реж. Игорь Теплов, упирает на внешний антураж, навороченную сценографию, музыкально-пластические интермедии и утрированную чуть ли не до «комедии дель арте» (как она теперь понимается все чаще на русскоязычной сцене) манеру актерского существования, начиная с главной героини, которую играет не сразу узнаваемая в парике и в целом ей придуманном имидже Виктория Исакова. Единственный «человеческий» персонаж спектакля Игоря Теплова — сын героини Андрей в исполнении Антона Гращенкова, остальные будто вышли даже не из условно-голливудских «Звездных войн», а из советских мультиков, что касается и учеников школы, где работает героиня Татьяна, и учителей, ее коллег, вернее, начальников (завуч и директор), и мужских персонажей, которые уже и в пьесе условны, в спектакле условность доведена до края без оглядки на какой-нибудь вкус и стиль, но решены они по-разному: виртуальный «идеал» Татьяны, красавчик Джонни из фильма «9 1/2 недель» — является образом Микки Рурка из телевизора, вернее, с затертой кассеты видеомагнитофона; его антипод Ильдар, покойный муж героини, садист и провинциальный тупица, убитый еще на предыдущей, «чеченской» войне — тоже виртуальное, но уже чудовище, чья расплывающаяся… даже физиономией это назвать трудно, проецируется в ЧБ на огромный глобус, часть декорации (увы, я рассчитывал, что сценография Ольги Кузнецовой будет обыграна в действии, но разъемный шар стоит всю дорогу бесхозным и только иногда крутится или его «обшивка» разбирается на элементы, тоже вполне бессмысленно; внутри шарика — как бы «гараж», куда уходят, прячась от текущих дел, сын погибшего Андрей сотоварищи, репетирующие своей рок-группой, но вопреки ожиданиям и музыкальная группа в спектакле Теплова представлена слабо); наконец, из мечты, воспоминания, а по сути воображения Татьяны всплывающий одноклассник-космонавт Сергей, которого затюканная женщина всего-то 42 лет от роду (героиню Виктории Исаковой, однако, искусственно до мультяшного состарили, превратив чуть ли не в «бабушку»…) сочла в какой-то момент своей не просто первой, но единственной настоящей любовью — кукла-скафандр, «прилетающий» к героине буквально с неба, то есть по факту нависающий с колосников ногами кверху над ее диваном (подобием «гроба», саркофага, символично хранящего воспоминания мертвом негодяе-супруге…); а в целом пушкинский «Космос» — отвязная трэш-комедия о веселых провинциальным фриках, на свой лад яркая, шумная и суетливая… я бы сказал, на любителя несложных приколов, с обязательной тем не менее благодушной «слезой» (или, если угодно, «соплей») в финале.

«Космос» в МХТ, реж. Нина Григорьева, смотрится на первый взгляд гораздо скромнее пушкинского, особенно если разглядывать его на протяжении всей, пока еще недолгой, но на удивление насыщенной истории постановки, как это мне довелось: уже репертуарная премьера сильно отличалась (в том числе и актерским составом частично) от первой эскизной версии, но и она выходила в крошечном помещении Новой сцены, а теперь, с переносом на малую (называется она Малой, но габаритами намного больше Новой) пространство «Космоса» оказалось еще более «разреженным», и герои пьесы в условно-минималистской сценографии Михаила Гербера (помещенные в обстановку школьного класса с портретами английских литераторов на стене — Шекспир, лорд Байрно, Оскар Уайльд… — ученические парты и функционально, и метафорически отождествлены с кладбищенскими могилами, где упокоились все мальчики-одноклассники героини, за исключением единственного космонавта… на интернациональный бугульминский погост взирают со стен Байрон и Уайльд!) существуют уже почти как в невесомости, а у Татьяны, которую здесь играет Евгения Добровольская, и по сюжету нет земной опоры: муж в могиле, взрослый сын отдалился, а космонавт, призрачная школьная любовь из давних лет, метеором едва мелькнул в мечтах и не приехал… даже персонаж из фильма, Джонни, и тот фантом… Но вот фантомы в «Космосе» у Нины Григорьевой (режиссер уже достаточно опытный, хотя в МХТ дебютантка, ранее в театре «Апарте» работала, ныне расформированном и присоединенном к Таганской «группировке») материализуются куда нагляднее, чем в пушкинской версии, и предстают во плоти; мало того, покойный муж для героини воплощается в сыне (один и тот же актер Денис Парамонов, но никогда не перепутаешь скромного трогательного юношу с подонком, способным нагадить собственной вдове даже с того света!), а Джонни и Сергей, воображаемые идеалы из кино и из прошлого героини соответственно, отождествляются (и надо признать, удачнее фактуры для такого «идеального отождествления», ходячей мечты женщины «сорок плюс», чем являет собой Олег Гаас, едва ли найдешь! то-то же и наши бабушки-театроведы, едва он появляется из-за кулис, делают боевую стойку не сходя с места!). Смачность актерских красок, которая в пушкинской версии Теплова забивает все подтексты (без того неглубокого залегания) пьесы, в мхатовском спектакле Григорьевой дается на откуп персонажам второго плана, в основном Татьяниной подруге и однокласснице Гуле (и тут уж Янина Колесниченко с баяном наперевес отрывается по полной, тем еще усиливая на контрасте драматизм характера и ситуации центральной героини), и в меньшей степени директору школы Эдуарду Владимировичу, любителю погреметь стаканом за школьной доской (при том Авангард Леонтьев заметно прибрал колорита с момента премьеры на Новой сцене и работает тоже более сдержанно). На космический масштаб трагизма пьеса Алексея Житковского, положим, не тянет, но очевидно при невольном сравнении (так получилось, что премьерный «Космос» в Пушкинском я увидел и «Космос» в МХТ пересмотрел с перерывом в несколько дней на протяжении одной недели), что в одном варианте пьеса, целиком переведенная в гротесково-комическую плоскость, к финалу неожиданно (и нелогично) переключается в мелодраму; а в другом, развивается по законам мелодрамы, неспешно, но верно движется под конец (насколько опять же материал позволяет) к трагедии; Татьяна осталась у разбитого корыта своих грез, фантомов и химер; сын вдовы погибшего военного уходит в армию, уверяя, что это «всего год» и «сейчас не стреляют» (и на момент написания пьесы это звучало совсем иначе, нежели в теперешнем новостном контексте…); а любимая ученица Нина сдает сочинение на тему «май фэмили», где расписывает свою дружную семью, хотя в школе всем известно, что ее бьет отец, да и монолог свой финальный она произносит с подбитым глазом… Космос, раскрывший было свои просторы, схлопывается обратно: земля в иллюминаторе, трава у дома, до самого солнца не долетели, а уже пора назад, и с этой орбиты не свернешь — от парты до могилы.

Оригинал статьи
Пресса
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Олег Гаас: «Объединяет не радость, а трудности», Марина Зельцер, Атмосфера, 15.12.2020
Поговорили по-мужски, Борис Войцеховский, Мослента, 8.10.2017
В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Мальва», видеосюжет телеканала «Культура», 20.06.2017
Вечно молодой, Людмила Прохорова, Ревизор, 21.11.2016
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016