ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

|Карамазовы|

Фантазии режиссёра К. Богомолова на тему романа Ф. Достоевского

ДЕКАБРЬ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Премьера: 26 ноября 2013
Продолжительность: 4 часа 30 минут с 2 антрактами
Ориентировочная цена билетов: от 500 до 5000 руб.
(18+)
Художник по свету
Дамир Исмагилов
Видео
Александр Симонов
Помощник режиссёра
Ирэна Архангельская
Действующие лица и исполнители
Семейство
Фёдор Павлович Карамазов
Игорь Миркурбанов
Алексей Фёдорович Карамазов
Роза Хайруллина
Дмитрий Фёдорович Карамазов
Филипп Янковский, Константин Богомолов
Иван Фёдорович Карамазов
Алексей Кравченко
Смердяков и Зосима
Виктор Вержбицкий
Прочие
Катя-кровосос
Дарья Мороз
Грушенька со смехом
Александра Ребенок
Хохлакова-кубышка
Марина Зудина
Лиза-деревяшка
Наталья Кудряшова
Перхотин, Миусов, Эксперт, Профессор, Патологоанатом
Максим Матвеев
Механические Менты, Монахи, Бодигарды при инвалидке, Калинка-малинка, Специальный, Любовь, Трактирщик
Павел Чинарёв, Данил Стеклов
Мама, Вера, Бабасынапотерявшая
Надежда Борисова
Милицейская дива и просто Дива
Мария Карпова
Левый глаз
Артём Панчик
Правый глаз
Владимир Панчик
Пресса
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Командный зачет, Colta.ru, 4.07.2014
Вишнёвый Ад, Дмитрий Бавильский, Частный корреспондент, 23.05.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
Новые «Карамазовы»: женщины в роли мужчин, мужчины в роли женщин, Вячеслав Костиков, Аргументы и факты, 28.02.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура»
«Карамазовы» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 23.01.2014
Идеальные идиоты и враги народа, Николай Берман, Иван Архипов, Газета.ru, 28.12.2013
Чертовы дети, Татьяна Власова, Театрал, 6.12.2013
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
«Мои „Карамазовы“ ближе к Владимиру Сорокину», Алла Шендерова, Ваш досуг, 25.11.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
И снился страшный сон Алеше, Николай Берман, Газета.ru, 29.11.2013
Достоевщинка, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013

Отзывы зрителей:

Богомолов точно назвал свою инсценировку „Карамазовы“, убрав слово „братья“. Это как раз по Достоевскому, который писал: чтобы было братство, нужны братья. А здесь царит не братство, а всеобщая ненависть, которая разрывает человеческие связи и, как червь, точит общественную ткань, и та дряхлеет и распадается. Спектакль в МХТ подтверждает диагноз, который поставил Достоевский в своем романе: над обществом стоит зарево грядущих бедствий, из зияющего пролома в стене церкви потянуло призраком смерти, и крайне подорваны силы, которые могли бы еще на единый исторический миг задержать любовь и веру в холодеющем мире. „Падение праведного и позор его“ торжествуют повсеместно — в семье, в обществе, в церкви.
Людмила Сараскина, доктор филологических наук, специалист в области творчества Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына, русской литературы XIX—XXI вв.

В спектакле столько пластов, столько смыслов и режиссерских ходов, что только ахаешь, и не успеваешь осмыслить все, по-хорошему его бы не один раз посмотреть. Здесь вместо гроба — солярий, из уст Алексея вырывается почти реактивный вопль, а из-под рясы — свет божественный, сексуальная сцена сыграна одними взглядами на фоне почти непристойных смачных титров, здесь священник отпевает хитом Queen, здесь памятник сходит в зал и раздает возложенные к нему цветы, здесь «русский дух, здесь Русью пахнет». И я там был… И вы. Живем мы здесь, в этом аду, и карамазовых среди нас миллион.
Ирина Гульнева

Хочется найти правильное определение стилю мхатовских «Карамазовых»: гиньоль, анти-мистерия, трагический фарс… Все это близко, однако не точно определяет спектакль. В нем «русский дух» смешался со сказками братьев Гримм, экзистенциализмом Сартра с попсой, «Носороги» Ионеско со Скотским ТВ, «Заводной апельсин» Кубрика со soft porno… И обо всем об этом можно сказать, перефразировав знаменитые слова: «Все мы вышли из… „Бобка“ Достоевского. Галина Аксенова

В спектакле много гротеска, много образов, аллюзий и отсылок к современности. За четыре с половиной часа хочется презирать персонажей, потом начинает тошнить от происходящего, потом хочется убежать и никогда не возвращаться… но в какой-то момент происходит слом и весь ужас, творящейся на сцене, сознание начинает воспринимать как комичный абсурд. А потом… А просветление у каждого свое. Местный божок