ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

|Карамазовы|

Фантазии режиссёра К. Богомолова на тему романа Ф. Достоевского

ИЮНЬ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Премьера: 26 ноября 2013
Продолжительность: 4 часа 30 минут с 2 антрактами
Ориентировочная цена билетов: от 350 до 3000 руб.
(18+)

Константин Богомолов: «В романе Достоевского меня, прежде всего, интересует детективная интрига, а не философско-религиозные искания. Хотя одновременно это и разговор о нашей действительности, потому что, если ты делаешь театр, ты не можешь не говорить о сегодняшнем дне».
Художник по свету
Дамир Исмагилов
Видео
Александр Симонов
Помощник режиссёра
Ирэна Архангельская
Действующие лица и исполнители
Семейство
Фёдор Павлович Карамазов
Игорь Миркурбанов
Алексей Фёдорович Карамазов
Роза Хайруллина
Дмитрий Фёдорович Карамазов
Филипп Янковский
Иван Фёдорович Карамазов
Алексей Кравченко
Смердяков и Зосима
Виктор Вержбицкий
Прочие
Катя-кровосос
Дарья Мороз
Грушенька со смехом
Александра Ребенок
Хохлакова-кубышка
Марина Зудина
Лиза-деревяшка
Наталья Кудряшова
Перхотин, Миусов, Эксперт, Профессор, Патологоанатом
Максим Матвеев
Механические Менты, Монахи, Бодигарды при инвалидке, Калинка-малинка, Специальный, Любовь, Трактирщик
Павел Чинарёв, Данил Стеклов
Мама, Вера, Бабасынапотерявшая
Надежда Борисова
Милицейская дива и просто Дива
Мария Карпова
Левый глаз
Артём Панчик
Правый глаз
Владимир Панчик
Пресса
«Достоевский» Богомолова, Света Анош, Театрон, 25.01.2016
Богомоловщина как она есть, Анна Ананская, TeatrAll, 30.10.2015
Игорь Миркурбанов о «Карамазовых», Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Нервно, грустно, современно. Главные хиты «Золотой маски», Елена Дудник, Аргументы и факты, 24.03.2015
Эстетика ужасного в «Карамазовых» Константина Богомолова, Алина Бондарь, Сад Сервье (Саратов), 27.11.2014
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Командный зачет, Colta.ru, 4.07.2014
Вишнёвый Ад, Дмитрий Бавильский, Частный корреспондент, 23.05.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
Новые «Карамазовы»: женщины в роли мужчин, мужчины в роли женщин, Вячеслав Костиков, Аргументы и факты, 28.02.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
«Карамазовы» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 23.01.2014
Идеальные идиоты и враги народа, Николай Берман, Иван Архипов, Газета.ru, 28.12.2013
Чертовы дети, Татьяна Власова, Театрал, 6.12.2013
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
И снился страшный сон Алеше, Николай Берман, Газета.ru, 29.11.2013
Достоевщинка, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
«Мои „Карамазовы“ ближе к Владимиру Сорокину», Алла Шендерова, Ваш досуг, 25.11.2013

Отзывы зрителей:

Богомолов точно назвал свою инсценировку „Карамазовы“, убрав слово „братья“. Это как раз по Достоевскому, который писал: чтобы было братство, нужны братья. А здесь царит не братство, а всеобщая ненависть, которая разрывает человеческие связи и, как червь, точит общественную ткань, и та дряхлеет и распадается. Спектакль в МХТ подтверждает диагноз, который поставил Достоевский в своем романе: над обществом стоит зарево грядущих бедствий, из зияющего пролома в стене церкви потянуло призраком смерти, и крайне подорваны силы, которые могли бы еще на единый исторический миг задержать любовь и веру в холодеющем мире. „Падение праведного и позор его“ торжествуют повсеместно — в семье, в обществе, в церкви.
Людмила Сараскина, доктор филологических наук, специалист в области творчества Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына, русской литературы XIX—XXI вв.

В спектакле столько пластов, столько смыслов и режиссерских ходов, что только ахаешь, и не успеваешь осмыслить все, по-хорошему его бы не один раз посмотреть. Здесь вместо гроба — солярий, из уст Алексея вырывается почти реактивный вопль, а из-под рясы — свет божественный, сексуальная сцена сыграна одними взглядами на фоне почти непристойных смачных титров, здесь священник отпевает хитом Queen, здесь памятник сходит в зал и раздает возложенные к нему цветы, здесь «русский дух, здесь Русью пахнет». И я там был… И вы. Живем мы здесь, в этом аду, и карамазовых среди нас миллион.
Ирина Гульнева

Хочется найти правильное определение стилю мхатовских «Карамазовых»: гиньоль, анти-мистерия, трагический фарс… Все это близко, однако не точно определяет спектакль. В нем «русский дух» смешался со сказками братьев Гримм, экзистенциализмом Сартра с попсой, «Носороги» Ионеско со Скотским ТВ, «Заводной апельсин» Кубрика со soft porno… И обо всем об этом можно сказать, перефразировав знаменитые слова: «Все мы вышли из… „Бобка“ Достоевского. Галина Аксенова

В спектакле много гротеска, много образов, аллюзий и отсылок к современности. За четыре с половиной часа хочется презирать персонажей, потом начинает тошнить от происходящего, потом хочется убежать и никогда не возвращаться… но в какой-то момент происходит слом и весь ужас, творящейся на сцене, сознание начинает воспринимать как комичный абсурд. А потом… А просветление у каждого свое. Местный божок

Большая часть спектакля – живой текст Достоевского, но он звучит так актуально, злободневно и пугающе откровенно, что порой кажется, не мог писатель XIX века так писать. Мог. Мог и писал, если зритель вдруг усомнится, то найдёт все эти страшные размышления затерянных людей в двухтомнике „Братья Карамазовы“. Но дело даже не в этом, режиссер передает дух романа, настроение Достоевского смешивается с восприятием Богомолова, и на сцене рождается история жестокости, подлости и безнадежной горечи. Карамазовы – спектакль о саморазрушение человека и попытке найти себя, возвыситься над пороком, очистить душу.
Ольга Завалишина

Неудивительно, что режиссёр назвал свою фантазию „Карамазовы“, убрав слово „братья“. Ведь братства на сцене мы не увидим, равно как не увидим и братской любви. Перед нами разворачивается картина ненависти, разрывающей человеческие связи и постепенно превращающей всё в тлен и прах. Бережное отношение к тексту Достоевского наряду с совершенно безумными сценическими решениями — вот в чём залог успеха спектакля.
Анна Розенберг