Режиссеры | «Было предчуствие, что нас потянут в тюрьму»Татьяна Рассказова, Финансовая Россия, 11.07.2002 Физик-электродинамик из Ростова-на-Дону стал в минувшем сезоне одним из лидеров российской театральной режиссуры. Он поставил в Москве «Пластилин» Василия Сигарева и «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла. До того, как сделаться фаворитом московской критики, Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ поработал на телевидении. Срежиссировал в общей сложности около двадцати спектаклей. Снял сериал «Ростов-папа». Поклялся извлечь Татьяну Доронину из ее театра-колумбария. Зарекся браться за классику
Впрочем, последнее обещание собирается нарушить, поскольку получил предложение от «Современника» поставить на Марину Неелову «Сладкоголосую птицу юности» Теннесси Уильямса. На театральном фестивале «Новая драма», о котором мы писали в июне, Серебренников представлял обе свои московские работы. «Пластилин» получил высшую награду (номинация «Лучший спектакль»). В ситуации, когда наши драматурги увлеклись модной идеей документального театра, позаимствованной у британцев из «Ройял-Корта», хочется изловить вас на «убийстве документальности». Скажем, в «Откровенных полароидных снимках» одного из идеологов vеrbаtim-драмы Марка Равенхилла вы превращаете сюжеты о перерождении идейного экстремиста и о любви двух геев в некий карнавал с участием зайцев, Красной Шапочки и Серого Волка. Вся «документальность» улетучивается остается условный инфантильный театр. За «Снимки » меня много раз упрекали в избыточной гламурности. Но, я думаю, это всего лишь попытка понравиться публике. В ней нет ничего дешевого, ничего отвратительного. Просто пьеса содержит столько шоковых элементов, что желание режиссера их адаптировать, облечь в «съедобную» визуальную оболочку, мне кажется только похвальным. Чтобы зритель проглотил эту пилюлю, она должна быть залита глазурью. В пьесе заложен целый арсенал всевозможных бомб, и если они будут непрерывно взрываться над зрительской головой, он убежит из театра со словами: «Зачем мне это надо?» Все же в «Снимках » есть, мне кажется, серьезная нерадостная мысль, что сделайся ты яппи, давя свои истинные чувства, или живи любовью результат один: каждый обречен на одиночество. Увы, этот месседж не вполне последовательно проведен режиссерски. Тем не менее вы его считали. Я не хотел делать печальный спектакль. Мне нравится, что эта мысль возникает у людей, которые веселятся пребывают, казалось бы, в состоянии праздника. Кстати, не люблю, когда артисты плачут на сцене, потому что уверен: плакать должен зритель. Вы как-то просчитываете успех, дозируете его предполагаемые составляющие? Ведь, например, ненормативная лексика, присутствующая в тех же «Снимках », давно десакрализована современной литературой, и, я думаю, культурного шока не производит. Гей-тема тоже не откровение. .. «Откровенные полароидные снимки» спектакль не про геев, я вам даже скажу, что зрители этой категории уходят после него разочарованными. Это пьеса о товарно-денежных отношениях между людьми, в том числе в сфере чувств. Зрители-геи надеются увидеть картинки счастья, идиллии, а выясняется, что это история про любовников, которые не способны здесь и сейчас произнести: «Я тебя люблю» а могут сделать это только за гробом, когда уже ничего невозможно вернуть. Что касается успеха, то его просчитать нереально. То есть успех «Пластилина» был для вас неожиданным? Мягко говоря. Поначалу возникло предчувствие, что нас просто потянут в тюрьму. Мы репетировали с настроением, что сыграем один спектакль и нас разгонят. А актеры говорили: «Слушай, ты нас собрал, потому что мы совсем уже отребье?» То есть? Просто от «Пластилина» отказалось пять режиссеров, я был шестым. И я понимал, что это не та пьеса, которой нужно дебютировать в Москве, поскольку ею все может и закончиться. («Пластилин» спектакль о подростке, который подвергается психическому и физическому насилию со стороны чудовищной среды. Пьеса написана современным языком, без эвфемизмов, поставлена гротесково и не без юмора, а кончается трагически. Что не помешало режиссеру решить финал радостно как освобождение, как начало новой счастливой жизни. Т. Р. ) Скажите, кто-нибудь из представителей легендарной ростовской мафии каким-то краем причастен к вашему продвижению? Неправда. Я не утверждаю, а спрашиваю. Слухи о ростовской мафии сильно преувеличены. Мафия это когда люди хоть изредка собираются вместе. А ростовчане, уезжая из родного города, скажем, в Москву, друг с другом здесь практически не видятся. А как насчет мафии собственно в Ростове? Там нет мафии; вообще это город, которому не нужна культура То есть как? Ну просто Ростов как бы вне ее: он торговый, промышленный, рыночный такой. Там цирк любят, оперетту. Но вы ведь что-то там ставили. Да, ставил. Но по большому счету это не было востребовано. Я делал радикальные постановки, на которые приходило пятнадцать человек. Они восторгались, писали хорошие статьи, но собственно публики количественно «хватало» зала на два-три дальше учителя приводили школьников. Когда я поставил в ТЮЗе один из лучших своих спектаклей «Женитьбу», то вышли положительные рецензии, спектакль был показан на фестивале, а дальше в театр пошли ПТУ N 15, ПТУ N 20, учащиеся 8-го класса. Мне дирекция говорит: «Почему у вас Женитьба“» идет три часа? Дети через 45 минут уже хотят писать. Сократить до двух часов!" Я был в шоке. Короче говоря, Ростов замечательный город, там хорошо что-то начать. Но продолжить лучше в другом месте. Недавно в прессе весьма решительно прозвучала точка зрения, что неплохо было бы закрыть посредственные театры, которые пожирают госдотации (чуть ли не по миллиону в год). Скажите, вы за зачистку культурного пространства или против? За зачистку. Но существует, например, дикая история с театром Анатолия Васильева: у него хотят отобрать здание. Это же какой-то нонсенс. Знаете, Юрию Михайловичу Лужкову надо памятник поставить за то, что построил этому режиссеру театр. Ага. И тут же этот памятник снести, потому что этот же самый мэр норовит и отобрать здание за неэффективную эксплуатацию. Я думаю, это недоразумение, я не верю. И убежден, что художник такого класса, как Васильев, имеет право на авторскую лабораторию от него глупо требовать кассовых сборов. Москва потому и считается культурной столицей, что может себе позволить этот уникальный театр. Это делает Россию супертеатральной державой. Я-то говорю о другой зачистке. Существует проблема смены поколений, необходимости прихода молодых актеров и режиссеров в «уставшие» театры. Наверное, целесообразно, чтобы, например, Центр драматургии и режиссуры Казанцева или любой другой креативный коллектив все-таки имел площадку, а не ютился в арендуемых помещениях. При этом я не знаю, как можно сказать уважаемым людям, которые потратили всю жизнь на свой театр: вы старые, уходите. Другое дело открытые площадки, это очень здравая идея. Что имеется в виду? Создание свободных сцен, на которых разные труппы смогут осуществлять свои проекты. По-моему, время репертуарного театра неминуемо уходит. Резюмируем: вы не за революцию, а за эволюцию. Да, я за эволюцию революции у нас не приносят достойных плодов. Если вы за эволюцию, то, наверное, скажете, что художнику не следует быть скандалистом. Но как тогда вы добиваетесь своей цели в конфликтных ситуациях? Я не люблю скандалов и, как японец, никогда не говорю «нет». Я всегда буду улыбаться (так что человек ни за что не поймет, что я его уже видеть не могу), буду говорить «хорошо», «ага», «угу». Но это не означает согласия. Поскольку вы не состоите ни в какой труппе, то можете считаться независимым художником. Но от кого или от чего все-таки зависите? От работодателя, естественно. Мне важно, чтобы предложение, которое он мне делает, было интересным и с финансовой точки зрения, и с творческой. Никакой метафизики одна прагматика В контрактах о метафизике ничего не говорится.И кстати, ни в одном из них не записано, что спектакль должен быть успешным. Тем не менее успеха хотят все. А успех понятие, конечно, метафизическое. Вот я и завишу от успеха, завишу от здоровья, от настроения тех, кто рядом. Я не хочу общаться с уродами, не хочу находиться в состоянии психологического дискомфорта это сильно выбивает. Хочу общаться с любимыми людьми |