ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете

Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.04.2004
Имя Андрея Житинкина — это уже бренд. На его спектаклях аншлаги, даже если они замешаны больше на скандале, чем на искусстве. Житинкин прекрасно понимает, чего ждет зритель, отлично разбирается в PR технологиях. Он успевает бывать на тусовках, писать книги, следить за имиджем. И при этом неустанно выдает новые спектакли. Что это — тренаж или кураж?

 — Андрей, после ухода с поста главного режиссера Театра на Малой Бронной вы стали просто нарасхват?

 — Теперь мне не приходится думать обо всем. О том, что актер попал в милицию или что кому-то надо срочно достать лекарство? Я занят только своими проектами.

 — Что вы делали в Бостоне?

 — Я пробыл там несколько месяцев. Надо было отдать педагогические долги: поставил там «Дядю Ваню». Удивительно, но в России Чехов почему-то проходит мимо меня. Хотя из русской классики я больше всего люблю Толстого и Чехова.

 — Не много ли нынче Чехова ставят?

 — Да, правда, вдруг начинаются полеты «Чаек». Потом пошла мода на «Вишневые сады». А я ведь не человек мейнстрима, я человек обочины, маргинальный. И я люблю парадоксальный взгляд на вещи. К слову, «Дядю Ваню» я поставил как историю о человеке, одержимом манией самоубийства. Почему он стреляет в Серебрякова? Потому что, случайно войдя в комнату, Серебряков застает дядю Ваню с пистолетом в руках в момент высочайшего сосредоточения. И человек, который хотел покончить жизнь самоубийством, машинально стреляет в помеху, в открывающуюся скрипучую дверь.

 — У вас новая работа с Гурченко?

 — Я уже в третий раз работал с моей любимейшей Люсей. Спектакль называется «Случайное счастье милиционера Пешкина». Ее партнером выступил Сергей Шакуров, а молодую пару играют Евгения Добровольская и Дмитрий Марьянов. Это современная притча о любви. Продюсер спектакля Сергей Сенин — Люсин муж, который мне с удивлением сказал: «Как странно, Андрей, Люся почему-то играет только твои спектакли. Все другие умирают, а эти идут». «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» — десять лет на аншлагах. Первый московский мюзикл «Бюро счастья» тоже идет до сих пор.
Кроме того, совсем недавно я выпустил трагикомедию «Свободная любовь» по бродвейскому хиту Леонарда Герша. Главную роль слепого музыканта играет Дмитрий Дюжев. Я счастлив, что встретился в этой работе с Ириной Петровной Купченко, которая в последнее время почему-то мало играет. Она не изменяет Театру Вахтангова. Уговорить ее сыграть на стороне невозможно. Кроме того, она считает, что если нет хорошей роли, лучше она ничего не будет играть.

 — Только что вышел спектакль «Идеальный муж». Это не первая ваша работа в «Табакерке»?

 — Четвертая. «Психу» — десять лет, «Старому кварталу» — восемь, «Крулю» — шесть. Я вернулся в театр, в котором замечательная молодая актерская команда, а многие просто созданы для Уайльда. Это и Виталий Егоров, и Ярослав Бойко, и Марьяна Шульц, и Никита Зверев, и Ольга Красько. В эту команду мы добавили Ирину Петровну Мирошниченко, которая играет миссис Чивли, знаменитую политическую авантюристку. Как ни странно, тоже Ирина Петровна и тоже поразительно мало занята?

 — Уайльд кажется вам актуальным?

 — А разве раньше мы что-нибудь понимали про биржевые акции, про то, что такое парламент, слушание, зачем лоббируют какие-то законы и при чем Аргентинский канал с липовыми акциями? Чивли вложила деньги и прогорела, как прогорела, например, вся наша интеллигенция в «Чаре». Я думаю, в сегодняшнем жестоком мире без женского практицизма и хорошей доли цинизма не прожить — тебя просто раздавят и сотрут в порошок! Это и играет Ирина Петровна. Можно ли остаться чистым в политике и стоит ли жертвовать карьерой ради любви — об этом «Идеальный муж».

 — И все же - служенье муз не терпит суеты. А у вас три премьеры, две пересеклись.

 — Так устроены мои мозги. Например, на репетициях Уайльда у меня вдруг «щелкало» в голове и что-то придумывалось для Герша? Один режиссер как-то сказал мне, что не репетирует меньше периода беременности. А некоторые — вообще по два года. Я этого не понимаю — ведь тогда у актеров гаснут глаза. Но вообще впечатление, что я много ставлю, — кажущееся. Просто большинство замыслов осуществились не сразу. Лет пять хотел поставить «Милого друга» — и смог сделать это только с Сашей Домогаровым. Три года не мог пробить «Нижинского». Очень долго мечтал о «Феликсе Круле»? Может, поэтому я и не ставлю в России Чехова — здесь мне интересней брать забытые названия. 

 — Может, вам и не надо быть «главным»? Будете ставить что хотите?

 — Я и сам размышляю на эту тему. Я оказался примером для других режиссеров моего поколения. Уже пару раз, когда кому-то предлагали стать главными, они отвечали: «Нет, только худруками. Не надо нам опыта Андрея Житинкина!» Я, конечно, не первый на Бронной. Я был шестой. После Эфроса, Дунаева, Портного, Лазарева, Женовача. Компания замечательная. Бронная на сегодняшний день — последний театр Москвы, где осталась старая совковая система, когда директор нанимает главного режиссера на кабальный контракт. Везде уже у директора контракт с городом, в том числе у худрука. А на Малой Бронной режиссер — как комар в зажатом кулаке директора.

 — Возьмете, если предложат, не очень успешный театр?

 — Смешно, что Житинкин становится МЧС! Но я за репертуарный театр, за академический в хорошем смысле. То есть я люблю ложи, свет, партер. Ненавижу крохотные театры, потому что для них надо делать хэппенинги, перформансы, в конце концов, ночных клубов полно. Мне нравится, когда зритель готовится к театру, когда переобуваются, когда женщины в вечерних туалетах, а мужчины подтянуты. Когда в антракте публика не бежит сразу в буфет, а, проходя по фойе, любуется собою в зеркалах.

 — Но вы подались и в писатели?

 — В сборник «Плейбой московской сцены» я включил все: и свои пьесы, и прозу, и записные книжки, и свой поэтический перформанс, и, конечно же, актерские портреты. Многих актеров, с которыми я работал, уже нет: Всеволода Якута, Иннокентия Смоктуновского… Женька Дворжецкий был моим однокурсником? Борис Иванов, моссоветовский домовой, еще был жив, когда книжка готовилась к печати? Поскольку от театра вообще ничего не остается, пусть они останутся хотя бы в книжке.

 — Вы славитесь тем, что ладите с актрисами со сложными характерами.
В книге целые новеллы посвящены нашим примадоннам. Работать мне с ними — одно удовольствие. Сложный характер актрисы — признак высочайшей требовательности к себе. Им хочется предстать перед зрителями в неожиданном качестве, засверкав, как бриллиантик, иной гранью. Они такие самоедки, что невольно начинают кого-то задевать.

 — Но многие специально заводят себя перед спектаклем?

 — Возбудимость актера — его профессия. Он всю жизнь занимается расшатыванием своей нервной системы. Многие специально устраивают такой блеф-скандальчик перед выходом на сцену, чтобы привести рецепторы в состояние абсолютной готовности. Ведь это единственная профессия, где плачут и смеются по заказу. Причем так, чтобы тебе верили. Мне не очень интересны покладистые актеры: «Чего изволите, господин режиссер?» И прежде чем пригласить артиста на роль, я наблюдаю за ним в жизни: как он курит, пьет кофе, звонит по телефону, берет в долг деньги, ругается с женой.

 — Людмила Марковна за эти годы изменилась или все так же жадно кидается в работу?

 — Мало того, так же самоотверженно готова помочь любому партнеру. Может научить бить чечетку. Очень смешно помогала танцевать Сергею Каюмовичу. В конце спектакля я придумал парафраз на тему «Джинджер и Фред». Они танцуют 12 минут! Люся играет простую бабу, жену прапора, и почти весь спектакль ходит в костюме с толщинками. А в финале я попросил ее вернуться в более привычный мир Гурченко. И поэтому один номер герои появляются потрясающе одетыми: Гурченко в белом платье, Шакуров во фраке.

 — А каково новое актерское поколение?

 — С точки зрения ментальности ребята, конечно, другие. Но у тех, кто работает всерьез, отношение к профессии настоящее. Сейчас больше соблазнов, особенно «зеленых». Но, я вижу, поскольку в России еще нет агентов, думающих не только о контрактах, многие молодые звезды стали очень аккуратно выбирать роли. Они сами научились просчитывать. Заботиться об имидже — как ты выглядишь, что ты говоришь, чем пахнешь, в чем ты странен.

 — Это не лишает индивидуальности?

 — Нет, нет. Имидж только подчеркивает ее. Одна наша известная певица, которую очень любит народ, как-то взяла и перекрасилась. И сразу пошли половинные залы.

 — Вы действительно собираетесь еще и кино снимать?

 — Я хочу снимать артхаусное, фестивальное кино. Но любой продюсер говорит: «Сними, Андрюшенька, любой сериал, а после этого будешь делать что хочешь»? Но, может, один проект все-таки удастся запустить.

 — Как при такой бурной жизни вы обходитесь без мобильника?

 — Это позиция. Мне подарили несколько телефонов, один даже с фотокамерой. Я их запираю в кабинете. У меня так перегружены мозги, что невозможно воткнуть туда еще что-то необязательное. Мой постоянный художник Андрей Шаров последовал моему примеру, более того — дорогущий мобильник кинул в туалет.

 — В таком случае вам приходится быть максимально пунктуальным?

 — Ну, я все-таки за некоторую непредсказуемость в жизни. Человек предсказуемый мне мало интересен.
Пресса
Ирина Мирошниченко: Свобода и независимость — разные понятия, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.07.2017
Ирина Мирошниченко — «Легенда сцены»!, Виктор Борзенко, Театрал, 25.07.2017
Путин поздравил актрису Мирошниченко с 75-летием, видеосюжет телеканала «Мир 24», 24.07.2017
Актриса Ирина Мирошниченко празднует юбилей, видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 24.07.2017
Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, телеканал «Культура», 24.07.2017
Ирина Мирошниченко: «Затишье мне не грозит», Денис Сутыка, Культура, 20.07.2017
Три роли Ирины Мирошниченко, Сусанна Альперина, Российская газета, 19.07.2017
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Театр рождается по необходимости, Александр Малюгин, Аргументы недели, 11.08.2016
В Москве стартует новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 4.08.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Смерть и немного дерьма, Ксения Ларина, The New Times, 15.11.2015
«Чайки» в свете рампы МХТ, Марина Эратова, Закулисье, 4.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Катерина Вахрамцева, Time Out, 29.10.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
В МХТ отметили 117 день рождения театра, видеосюжет Пятого канала, 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
В МХТ вручили награду за долгую службу в театре, видеосюжет телеканала ОТР, 26.10.2015
В МХТ чествовали старейших артистов и сотрудников театра, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2015
Новый сезон в МХТ имени Чехова открылся тремя спектаклями, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2015
Ирина Мирошниченко в программе «Наедине со всеми», Юлия Меньшова, Первый канал, 28.07.2015
День рождения Пушкина отметили «Ночью поэзии», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 6.06.2015
Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет «Новых известий», 1.04.2015
В России стартовал Год литературы, видеосюжет Пятого канала, 29.01.2015
Ирина Мирошниченко: «Я дала себе зарок не мечтать», Владимир Ермолаев, Невское время, 9.08.2014
Легендарный МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет Первого канала, 26.10.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Ирина Мирошниченко: «Я сама не из тех, кто шумит. ..», Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 15.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
Талантлива вдвойне, Виктор Борзенко, Новые известия, 17.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Ирина Мирошниченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 12.08.2012
В Доме кино чествовали актрису Ирину Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Я родилась», видеосюжет телеканала «Культура», 25.07.2012
Любимой киноблондинке — 70 лет!, видеосюжет Общенационального телевидения Беларуси, 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «В списке счастья — почти вся жизнь!», Наталья Тендора, Союз кинематографистов РФ, 24.07.2012
Актриса Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, видеосюжет МТРК «Мир», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Сумасшедшая жизнь, но она моя!», видеосюжет телеканала «Культура», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, видеосюжет Пятого канала, 24.07.2012
Нетипичная блондинка Ирина Мирошниченко, фотолента РИА-Новости, 24.07.2012
Александр Лукашенко поздравил Ирину Мирошниченко, Посольство Республики Беларусь в РФ, 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Очень часто плачу от того, что одинока», Юлия Хожателева, Комсомольская правда, 24.07.2012
Юбилей главной блондинки советского кино, видеосюжет телеканала «Россия-24», 24.07.2012
Мэр поздравил с юбилеем Ирину Мирошниченко, радиостанция «Говорит Москва», 24.07.2012
Актриса Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, «Вести», телеканал «Россия-24», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: Жить со мной непросто, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 23.07.2012
Папино наследство, Виктор Борзенко, Новые известия, 27.01.2011
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
Женщина под мужчиной, Юлия Гончарова, Московский Комсомолец, 3.07.2007
«Женщина должна быть под мужчиной…», Анжелика Заозерская, Труд, 13.04.2007
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.04.2004
Ирина Мирошниченко сыграла актрису, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 23.09.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Ирина Мирошниченко нашла свое женское счастье, Сергей Легорин, АиФ Суббота-воскресенье, 6.03.2001