Театр не для нас

Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Талантливый дилетант Евреинов попробовал свои силы во всех театральных профессиях. Он был режиссером, драматургом, критиком, композитором, живописцем и глубокомысленным теоретиком. Ни в одной из этих профессий особенно не преуспел (выдающихся спектаклей не поставил, известных картин не нарисовал, в историко-теоретических трудах вроде исследования ?Азазел и Дионис? многое напутал), но оказался достаточно эпатажен и претенциозен, чтобы запомниться. Его деятельность вобрала в себя все расхожие идеи рубежа веков ? от традиционализма (Евреинов был руководителем знаменитого ?Старинного театра?, пытавшегося реставрировать спектакли Средневековья и испанского Золотого века) до снискавшей ему особенное внимание современников и потомков гипертеатрализации (манифесты ?Театр для себя? и ?Театр как таковой?). Последняя идея, если не мудрствовать лукаво, сводится к известной формуле ?весь мир ? театр?. Спектакль, по Евреинову, лишь частный случай реализации всепоглощающего инстинкта перевоплощения. Мы не просто учимся, женимся, хороним, казним, но все время играем. Правда, делаем это неосознанно. Если же делать осознанно, можно преобразить действительность и преобразиться самому. В общем ? игра спасет мир.

?Самое главное? ? одна из многих попыток Евреинова стереть грань между жизнью и сценой. Попытка на редкость занудная, с рыхлым запутанным сюжетом и плохо выписанными характерами. К тому же идея, лежащая в основе этой многофигурной пьесы-манифеста, давно уже покрылась такой патиной времени, что относиться к ней (пьесе) можно или как к документу эпохи, или как к драматургическому курьезу. Во МХАТе отнеслись со всей серьезностью.

В спектакле задействованы лучшие силы театра среднего поколения ? Виктор Гвоздицкий, Александр Феклистов, Оксана Мысина, Игорь Золотовицкий: в предложенных пьесой ролях они чувствуют себя как взрослые дяди и тети в коротких пионерских штанишках. В качестве художника приглашен со стороны Юрий Хариков: его причудливо совмещающие барочную избыточность и конструктивистскую сдержанность костюмы и декорации, как всегда, ? радость для глаз. Наконец, постановщик спектакля Роман Козак ? человек тоже, вне всякого сомнения, талантливый, театральный, а главное остроумный. Иногда общими усилиями им удается победить пьесу (то Оксана Мысина талантливо взвизгнет, то Гвоздицкий предстанет во всем своем гротесковом блеске, то Золотовицкий скорчит уморительную рожу), но куда чаще она побеждает их.

Козака подводит не отсутствие трактовки (чего тут трактовать-то) или плохая работа с актерами, а именно наивная вера, что учение Евреинова всесильно, потому что оно верно. Вместо иронического отстранения ? испытанное театральное средство против скучной пьесы ? здесь демонстрируют неофитский пиетет. Это по меньшей мере удивительно. После Пиранделло, после хэппенингов и контркультурных бунтов, наконец, после Арго и Гротовского, по-разному, но куда интереснее, чем Евреинов, разрушавших грань между театром и жизнью, относиться к ?Самому главному?, как к самому главному, все равно что всерьез ставить хронику Саксона Грамматика про принца Амлета так, словно трагедия Шекспира никогда не была написана.

Но самое главное даже не в этом. Для конца XX века, в котором театрализации и мифологизации действительности было хоть отбавляй, куда важнее, как мне кажется, совсем другая (то есть антиевреиновская) мысль, что театр не есть жизнь. Что существуют они по разным законам. И что, не зная этих законов, рискуешь не только поставить не очень удачный спектакль, но и скверно обустроить действительность.

Что же до Евреинова, то к нему по большому счету не может быть никаких претензий. Он всю жизнь делал театр для себя. Во МХАТе наивно решили, что для нас.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол