Олег Табаков: «Я — империалист»

Артур Соломонов, The New Times, 15.09.2014
МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой спектакля «Трамвай „Желание“ с Мариной Зудиной и Михаилом Пореченковым в главных ролях. Художественный руководитель МХТ Олег Табаков рассказал The New Times, чем ему дорог Теннесси Уильямс, в какой мере его волнует критика „православных консерваторов“ и либеральной интеллигенции, почему он рад присоединению Крыма, и каково это — быть доверенным лицом президента в такой непростой исторический период.

Олег Павлович, почему вы решили открыть новый сезон спектаклем по пьесе Теннесси Уильямса?

Этому автору свойственна настойчивость, подобная той, с которой отцы-основатели Художественного театра бились над загадкой души человеческой. В этом смысле Теннесси Уильяме — автор на редкость современный, поднимающий самые болезненные вопросы нашего времени. С одной стороны, он говорит о незащищенности человека, его души. С другой — и разве это не актуально? — о желании того, кто был ничем, стать всем, пользуясь несовершенством окружающего мира.

Сейчас этот мир становится все более несовершенным — резко обострилась международная ситуация, усилилось напряжение внутри страны. Как театр должен реагировать на события, которые происходят в политике и в обществе?

Никак. Надо делать настоящие, художественные спектакли. В этом и заключается „реакция“ театра на „политическую и общественную ситуацию“. Вот в 2000 году, когда нас покинул Олег Николаевич Ефремов, царство ему небесное, зрительный зал МХАТа был заполнен на 42 процента… А через год с небольшим заполняемость подошла почти к 90%. А еще через год пришла к той цифре, которая держится и сейчас, — 99%.

В чем секрет такого успеха?

Мне недавно исполнилось 79 лет. И я всю жизнь реализовывал рецепт Пушкина — „над вымыслом слезами обольюсь“. Но если я сам обливаюсь, это, так сказать, индивидуальное предпринимательство. А если я помогаю обливаться слезами еще нескольким людям, десяткам или даже сотням людей, тогда это становится профессией. И секрет только в том, чтобы овладеть ею всерьез.

НЕ ОТВЕЧАЮ НА ГЛУПОСТИ И ГРУБОСТИ

На сцене МХТ идет спектакль Константина Богомолова „Идеальный муж“. В прошлом сезоне с постановкой было связано несколько скандалов. Вот, например, цитата: „Это спектакль кощунственный, таким постановкам не место в нашем обществе“. Это сказал отец Всеволод Чаплин. 

Как? Какой Чаплин?

Не актер. Отец Всеволод.

Чей отец?

Просто отец Всеволод.

Ааааа! Знаешь, я не отвечаю ни на глупости, ни на грубости. Потому что я занимаюсь делом. Вместо дискуссий — раз! — и еще один спектакль, раз! — и еще два спектакля. Никакой другой формы диалога я не признаю.

Вот вы не вступаете в диалог с критиками, а в одной из программ на федеральном канале так и сказали: Московский Художественный театр деградирует под руководством Олега Табакова благодаря спектаклям Богомолова.

Так пусть придут и посмотрят на деградацию. Особенно, когда открывается предварительная продажа билетов — за один день раскупают все. Вот до чего довел Табаков МХТ! И не сплошной же Богомолов у нас идет. Знаете, я на такие заявления не отвечаю, потому что я профессионал, а они — любители.
Вот если попытаться собрать dream team артистов русского театра от 35 до 55, то половину этой команды будут составлять мои ученики. И потому критикам могу сказать лишь одно — ребята, ну возьмите голову в руки. Так же не бывает случайно.

На форумах, посвященных спектаклям Богомолова в МХТ, кроме восторгов, есть и возмущение. Например, одна зрительница пишет: „Звали работать в этот театр, слава Богу, что не согласилась. Не хочу предавать Родину, Христа и душу“.

И Христа не хочет предавать? Ты смотри! Я думаю, Христос в гораздо большей степени поддерживает то, что делает МХТ, и потому той даме надо понять: сопротивление ее бессмысленно.

А что вы можете сказать о православных активистах, которые вышли на сцену, чтобы сорвать спектакль „Идеальный муж“?

Хулиганье. Активнее надо органам правопорядка следить за ними.

Но они же вышли на сцену Бога защищать.

Я не до такой степени воцерковленный человек, чтобы шагать с ними в ногу. А уж то, что я, не шагая с ними в ногу, о них думаю, я предпочитаю не разглашать.

Вас критиковали „хранители традиций и православные патриоты“, когда вы выпустили спектакль Богомолова, а потом, когда вы одобрили присоединение Крыма, вас осудила часть интеллигенции. 

Отвечаю. Мой прадед рыл окопы на Сапун-горе. Проливал кровь или нет — не могу сказать уверенно: не успел я с ним поговорить. Мой дед поддерживал государя императора Николая Александровича Романова, когда Россия воевала с Японией. Мой отец почти год вывозил раненых и умирающих из Крыма во время Великой Отечественной — он был начальником санитарного поезда. Это только в моем роду! Потому какие у меня могут сомнения быть насчет Крыма?

Ну сомнения могут быть, например, по поводу того, как, в какой форме произошло это присоединение. ..

Форменная глупость была сделана шестьдесят лет назад. Не слишком образованный „кукурузовод“ подарил Крым Украине. А мы молчали. Больше полувека молчали. Это земля, обильно политая русской кровью.

До этого она была полита и татарской, и итальянской…

Я говорю о том времени, когда жил я и мои пращуры, включая прадеда. Вот с этого момента я несу ответственность и за Крым. Как россиянин. При том, что я на одну четверть хохол, на одну четверть русский, на одну четверть мордвин, на одну четверть поляк.

Страна сейчас раскололась на две части — одна, очень маленькая, не поддерживает политику президента и многие его инициативы, а другая, огромная — поддерживает абсолютно. Вас не смущает напряжение между ними? Или вы его не чувствуете?

Пойми меня правильно. Я занимаюсь делом. Вот профессор Серебряков из „Дяди Вани“ изрекал, уходя из того места, где прекрасно отдыхал несколько лет: „Надо, господа, дело делать! Надо дело делать“. И я с профессором совершенно согласен. Знаешь, какую зарплату получали люди, когда я сюда пришел? Меньше десяти тысяч. А сегодня актеры этого театра получают денежное вознаграждение за свой труд, соотносимое с зарплатой артистов муниципальных театров Европы. А некоторые и больше — в том случае, если работают много.

Я слышал, что каждый актер во вверенных вам театрах получает десять тысяч на каждого ребенка в семье.

Представляешь, сколько Миша Пореченков гребет? Вот как я смотрю на то, чем должен заниматься руководитель: повышать статус социальной защиты своих подчиненных. Ну и, конечно, заниматься художественной стороной вверенного ему театра.

Но разве может человек вашего масштаба, состоящий к тому же во всевозможных советах, доверенное лицо президента России, — разве может придерживаться позиции „буду заниматься только своими театрами, а того, что происходит в стране, — замечать не стану“?

Я занимаюсь очень конкретным видом помощи. Очень конкретными делами. Вот недавно где-то был опубликован список рекордсменов по заработкам среди деятелей искусства. В первой тройке — Валера Гергиев, Володя Спиваков и я. Но не могу же я, в конце концов, деньги унести с собой? И потому, когда ко мне приходят просьбы о помощи — от больных людей, нуждающихся в лечении, от священнослужителей, чьи храмы нуждаются в ремонте, — всем пытаюсь помогать. Вот когда погорел театр „Школа современной пьесы“ и театр „Около дома Станиславского“ — театры, которыми я руковожу, одними из первых пришли на помощь.
Знаешь, я очень часто вспоминаю один эпизод из моего детства. Привезли в Саратов огромный эшелон с пленными немцами. Построили их в колонну и повели к Волге. На дворе стоял конец февраля — снег, лед, мороз лютый. Бабушка, когда увидела, что пленные идут с берега обратно, взяла буханку хлеба, которую нам выдавали на семью, разрезала ее напополам, одну часть оставила нам, а вторую нарезала небольшими кусками и обернула в марлю. Потом протянула мне и сказала: „Лелик, иди, отнеси им“. „Варежка“ у меня, конечно, распахнулась от удивления. Я ничего не понял! Дядя Толя, ее сын любимый, дважды ранен на фронте, мой отец отрезан немцами от основной части СССР, и неизвестно, когда мы его увидим и увидим ли… И я должен отдать немцам наш хлеб? Но я, конечно, не стал полемизировать с бабушкой. Подошел к колонне пленных, протянул одному из немцев хлеб — и он от меня в страхе отшатнулся. Автоматчик поглядел на меня, на немца — и разрешил пленным взять у меня хлеб… Вот такое — не забывается.

А вам не кажется, что скоро может начаться крупномасштабная война?

Нет. Я считаю так: то, что произошло на Украине, — наше упущение. Первое — это восемьдесят тысяч бандеровцев, отпущенных из лагерей вскоре после окончания войны. И второе — то, что происходило на Украине после распада СССР. .. Понимаешь, мы их бросили.

Русских на Украине?

Нет. Всю Украину бросили.

Многие из них вроде бы рады, что мы их бросили.

Да знаю я! Но мы заигрались в толерантность. Мы же не хотим, чтобы НАТО было у наших границ? Не хотим. А чего тогда дурака валяли? Россия — мощная страна, а уж когда ее могущество Арктикой прирастет…

Вы империалист.

Я-то? Да. 

Телевизор вы смотрите?

Только спорт.

А новостные программы?

Иногда.

И как?

Тухловато.

НАПУГАН — НЕ РУКОВОДИ

Какова, на ваш взгляд, наиболее серьезная проблема современного театра?

Эта проблема касается не только театра: вмешательство власти в дела искусства. Но в силу того, что у меня не только лицо, но и голос узнаваемый, и учитывая, что я любим моим народом, — это все вместе взятое дает мне возможность такому вмешательству противостоять.

Но есть же огромное количество театральных деятелей, которые напуганы „вмешательством власти в дела искусства“, и при этом у них нет узнаваемого лица и голоса, и они не любимы всем народом.

Не надо им руководить театрами, если они напуганы и растеряны.

И как быть? Каждый из них должен разбираться со своими проблемами индивидуально?

Я отвечаю за ту продукцию, которую выпускают МХТ и „Табакерка“.

Как вы относитесь к тому, что сейчас так активно, законодательно насаждается патриотизм? Что произведения искусства могут рассчитывать на господдержку только в том случае, если они патриотичны (исключения есть, но их немного)? Что патриотизму намерены обучать в школах?

Вот это абсолютно аморально — обучать патриотизму. Это значит заведомо признать, что те, кого мы хотим обучать любви к Родине, — они тупые. Патриотизм — это чувство. Вот помню, как я приехал в Нижний Новгород, когда мне было тридцать с небольшим. Помню, как подошел к откосу — напротив низкий берег, и такая… такая ширь… Я продержался минут пять, а потом заплакал. Это моя земля. Моя. Вот это — патриотизм.
А вот когда начался конфликт между нами и Китаем в 1969 году на острове Даманском, я подумал: „Ну что делать? Вот пришел и мой час. Надо идти воевать… У меня жена, двое детей, старенькая мама… Я трусоват, я не драчлив, но человек десять-то я положу из „калаша“… Мне нужно защитить мою землю и мою семью, как меня, как всех нас когда-то защитил отец“. Ведь мой отец пошел воевать не за Сталина, а за мать свою, за жену красивую, за малого, которого он прижил с этой женой…
Понимаешь, учеников своих я обучаю не патриотизму. Я воспитываю в них любовь к своей земле. А это качество — бесценно. Кстати, жизнь меня дважды испытывала на вшивость, предлагая мне сменить место жительства в обмен на больши-и-и-ие деньги. Я отказался.

В одном из спектаклей МХТ, „Изображая жертву“, есть большой монолог старшего лейтенанта, которого играет Виталий Хаев. Весь этот монолог состоит из мата. Как вы поступите с ним, если „Изображая жертву“ снова будут играть?

Это одно из редчайших исключений, когда мат в искусстве необходим. Пресняковы написали этот монолог талантливо и убедительно. И я этот монолог в спектакле оставлю.

У вас будут проблемы с прокуратурой.

Что делать? Пойду на это… Понимаешь, я не равнодушен к тому, что будет после меня. Вот сам подумай, зачем преуспевающему киноартисту и директору успешного московского театра нужно было взваливать на себя еще и Художественный театр? Зачем я недавно создал школу для особо одаренных детей, куда могут поступить девчонки и мальчишки со всей страны? Потому что я понимаю — я должен отдать, что имею. И понимаю, что ученики, продолжение театрального рода — самое главное. И в этом смысле для меня эталон — Владимир Иванович Немирович-Данченко, который в годы войны, в самое тяжелое для страны время, предложил правительству создать Школу-студию МХАТ. И совсем недавно мы открыли в Камергерском памятник отцам-основателям Художественного театра. И это было принципиальное решение — памятник обоим, а не только седовласому красавцу Константину Сергеевичу. Владимир Иванович был обделен при жизни, и после смерти его огромный вклад в дело Художественного театра не был оценен в полной мере. Открытие этого памятника — попытка восстановить историческую справедливость.

ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ГОССЛУЖАЩИМ. ..

Я знаю, что когда жена Юлия Даниэля поехала в Мордовию — туда, где отбывал срок ее муж, вы помогли купить ей сруб. А помогать диссидентам, тем более осужденным, в то время было небезопасно.

И ушла у меня на это существенная часть гонорара, который мне выплатили за участие в фильме „17 мгновений весны“…

Получается, вы тогда были более солидарны с теми, кто пытался изменить существующий строй?

Я никогда не был близок к диссидентам. Я всегда сохранял дистанцию. Однако я преклоняюсь перед людьми, которые способны на бесстрашные поступки. Я готов был встать на колени перед Натальей Горбаневской, которая вышла на Красную площадь протестовать против ввода советских войск в Чехословакию. 

Люди, которые сейчас выходят на улицы с протестом — они тоже не находятся в безопасности…

Ой-ой-ой… Сначала сядь!

А разве не сидят сейчас невиновные?

У меня нет и, боюсь, не будет времени всерьез изучить вопрос — кто, по какому делу и за что сидит, виновен он или нет. Чтобы ответить на эти вопросы, надо изучить очень много материала. Не пижонить, не кричать, а именно изучить. Я не хочу бросать камень ни в кого из моих коллег, которые активно протестуют, но могу сказать одно: дело надо делать, господа. Если время от дела остается — почему же не ходить на митинги? Но какая у митингов цель? Я думаю, что, к сожалению, за тот срок, пока Владимир Владимирович „батькует“, не появилось ему альтернативы. Не появилось, старик, извини меня. И знаешь, я вижу, как он погрустнел за то время, которое управляет державой. Потому что знания рождают печаль.

Вы тоже управляете в каком-то смысле маленькой страной, даже двумя странами, наверняка вы про людей узнаете многое, чего бы не хотели знать. В вас это тоже рождает печаль?

Рождает. Но я людей, которые не нужны театру, увольняю. Правда, с полугодовым содержанием.

Вы — доверенное лицо президента. И тем самым несете часть ответственности за все, что происходит сегодня.

Я никогда не выражал такой инициативы. Это мне предложили. Отказаться — это какое-то глупое пацанство. Понимаешь, осуждать меня за это — конечно, можно. Но боюсь, что осуждающие меня и десятой части не делают того, что делаю я для помощи людям. Они не отвечают за других людей, а я отвечаю. Вот принципиальная разница, кстати, между мной и интеллигенцией, которую ты имеешь в виду.

Но разве вам удается вести себя так, как вы хотите?

Сынок, ну если бы я не был госслужащим! Я ведь когда был директором подвального театра, я другие поступки совершал. Если ты хочешь быть абсолютно свободным — уходи с госслужбы. Что я вскоре и сделаю — я ведь уже третий срок в МХТ сижу. А если ты заступил на госслужбу — все. Это уже иная степень ответственности и иная степень свободы — что тут поделать! И я тебе могу сказать, что то же самое происходит со всеми руководителями такого ранга. Мы вынуждены принять определенные правила игры.

Но ведь в ответ вы получаете критику…

Вроде — продался? Все это чепуха. Со мной так просто рассудить не получится. Все надо рассматривать, как говорят немцы, zusammen. Те, кто меня хорошо знают, подтвердят — я даже с женщинами не кокетничаю. А с властью тем более.
2014
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Олег Табаков: «Мне никогда не бывает трудно», Виктор Борзенко, Театрал, № 1, 2015, 26.12.2014
Игорь Миркурбанов: идеальный лорд, Алла Шендерова, Театр, № 18, 25.12.2014
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ, 25.12.2014
Трагический клоун, Светлана Хохрякова, Театральная афиша, 24.12.2014
Как это могло случиться?, Вячеслав Суриков, Эксперт, 22.12.2014
МХТ привезет в Ярославль серию лучших спектаклей, Всеволод Шапошников, imenno.ru, 22.12.2014
Дмитрий Назаров: «Мы мечтали соединиться с миром», Андрей Архангельский, Огонёк, 22.12.2014
Ответственность за зрелище, Софья Ефимова, блог СТД РФ, 18.12.2014
К. С. , который перевернул мир, Григорий Заславский, Независимая газета, 18.12.2014
Марина Брусникина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.12.2014
7 вопросов для Игоря Золотовицкого, Пресс-служба МХТ, 12.12.2014
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
Совместный проект Волковского театра и МХТ им. Чехова, Театр драмы им. Фёдора Волкова, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Осторожно, ступени!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 8.12.2014
В поисках Вальмона. Рената Литвинова в МХТ, Сергей Николаевич, Сноб, 6.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
ТВЦ покажет фильм «Табакова много не бывает!», Сусанна Альперина, Российская газета, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Вольтова дуга искусства, Ольга Егошина, Новые известия, 4.12.2014
Олег Табаков: «Нам важно, что будет после нас», Варвара Дубровская, Утро.ru, 2.12.2014
Олег Табаков: Наш зритель добр, как русская женщина, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 2.12.2014
Премия «Звезда театрала» в 7-й раз найдет своих обладателей, видеосюжет телеканала «Культура», 2.12.2014
Вячеслав Невинный. Биография, РИА «Новости», 30.11.2014
Лучшие роли актера Вячеслава Невинного, Наталья Соколова, Российская газета, 30.11.2014
Смех и слёзы Вячеслава Невинного, Сергей Юрьев, Аргументы и факты, 30.11.2014
Вдова Вячеслава Невинного: Слава пришел жить ко мне с одним чемоданом носовых платков…, Анна Велигжанина, Денис Горелов, Комсомольская правда, 30.11.2014
Всенародный Слава, Александр Мельман, Московский комсомолец, 29.11.2014
8 вопросов для Янины Колесниченко, Пресс-служба МХТ, 28.11.2014
Эстетика ужасного в «Карамазовых» Константина Богомолова, Алина Бондарь, Сад Сервье (Саратов), 27.11.2014
«Карамазовы» и другие фантазии на тему классики, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 26.11.2014
Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014
Лайк, перепост, избранное…, Мария Юрченко, радио «Орфей», 26.11.2014
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Дарья Менделеева, Православие и мир, 26.11.2014
Игорь Миркурбанов: «Успех не может быть целью», Эмилия Деменцова, Театрон, 24.11.2014
Одиссея фарфорового Эдварда, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.11.2014
Константин Богомолов: Для актера очень важно презирать зрительный зал, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 18.11.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
12 вопросов Андрею Бурковскому, Пресс-служба МХТ, 17.11.2014
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Онлайн спектакль, RZN. TV (Рязань), 10.11.2014
Воронежцев удивили путешествием кролика Эдварда, Анастасия Сарма, Воронежский городской портал, 8.11.2014
9 вопросов для Сергея Сосновского, Пресс-служба МХТ, 6.11.2014
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
Олег Табаков: «Кто много и хорошо… тот и получает!», Анна Балуева, Комсомольская правда, 1.11.2014
Паскаль Рамбер снова в МХТ, Пресс-служба МХТ, 31.10.2014
В МХТ сегодня вручали «Чаек», телеканал «Культура», 30.10.2014
Игорь Золотовицкий: Актёры – люди зависимые, Александр Малюгин, Аргументы недели, 30.10.2014
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Актер МХТ Золотовицкий: В Минске на гастролях пельмени варили в бачке унитаза, Надежда Белохвостик, Комсомольская правда (Минск), 27.10.2014
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет» на фестивале «Александринский», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 27.10.2014
Гвардия Белого, Влад Васюхин, Ваш досуг, 23.10.2014
Анатолий Белый: МХТ – мой театр по группе крови, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 22.10.2014
Американская трагедия сестер Дюбуа, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 22.10.2014
«Чудо побеждает неверие в него», Светлана Воронова, Местное время (Пермь), 21.10.2014
Игорь Миркурбанов: «Все смешалось в какой-то дико забавный компот», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.10.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
21 вопрос для Алексея Кравченко, Пресс-служба МХТ, 14.10.2014
16 вопросов для Светланы Колпаковой, Пресс-служба МХТ, 10.10.2014
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Марина Зудина в программе «Утро», телеканал “LifeNews”, 5.10.2014
Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
7 вопросов для Николая Чиндяйкина, Пресс-служба МХТ, 29.09.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
Сбор труппы МХТ им. А. П. Чехова, 2014 г., телеканал «Театр», 25.09.2014
13 вопросов Анатолию Белому, Пресс-служба МХТ, 25.09.2014
Интервью с Игорем Золотовицким, Ульяна Лукина, Open minded people, 19.09.2014
Олег Табаков призвал возрождать культуру собственным примером, Никита Карцев, Московский комсомолец, 18.09.2014
Олег Табаков: «Я — империалист», Артур Соломонов, The New Times, 15.09.2014
Марина Зудина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.09.2014
Марина Зудина: С Табаковым я всегда ощущала себя единственной, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 14.09.2014
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
МХТ открыл сезон и памятник, Аргументы недели, 11.09.2014
Дуэтом о «Новой драме», Дмитрий Кириченко, Театральный мир, № 8-9, 10.09.2014
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Воронежцы увидят спектакли МХТ им. Чехова в режиме реального времени, видеосюжет телканала «Губерния» (Воронеж), 8.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Олег Табаков проверит себя «на вшивость», Ирина Левкович, Сибирское агентство новостей, 8.09.2014
Два великих режиссера встали на страже у МХТ, Ирина Левкович, Сибирское агентство новостей, 8.09.2014
Идиоты и мученики Кирилла Серебренникова, Наталия Григорьева, Аргументы и факты, 7.09.2014
Чтобы долго жить, надо долго любить, Леонид Чебанюк, Правда Севера, 4.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Трубят театры сбор, Анна Чужкова, Труд, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
«Театры столько не живут», Виктор Борзенко, Театрал, 4.09.2014
Монументальная пропаганда: Чехова уплотнили, Григорий Заславский, Независимая газета, 4.09.2014
В Москве открылся памятник Станиславскому и Немеровичу-Данченко, видеосюжет Общественного Телевидения России, 3.09.2014
«Трамвай „Желание“» снова встал на рельсы, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 3.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Театральный бог любит троицу: МХТ открыл памятник своим основателям, Мария Раевская, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 3.09.2014
Олег Табаков открыл памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2014
Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко открыт в Камергерском переулке, сайт Департамента градостроительной политики города Москвы, 3.09.2014
Король, королева, сапожник, портной, Антон Хитров, Театр, № 16, 31.08.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
«Пьяные», Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.08.2014
Искусство для провинции. В Волгоград с гастролями приехал МХТ, Юлия Шеверева, Аргументы и факты (Волгоград), 28.08.2014
Жена снежного человека, Катерина Мигулина, Аргументы недели, 28.08.2014
Гастроли МХТ в Волгограде, видеосюжет телекомпании «Ахтуба ТВ», 27.08.2014
В Брянске начались гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании ТВ-Центр (Брянск), 26.08.2014
Пьеса «Вишневый сад» Чехова. История постановок, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014
Олегу Табакову исполнилось 79!, Станислав Анисимов, Вечерняя Москва, 17.08.2014
Олег Табаков отметит 79-летие в МХТ им. Чехова, Русская служба новостей, 17.08.2014
Высокий старт сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 11.08.2014
Ирина Мирошниченко: «Я дала себе зарок не мечтать», Владимир Ермолаев, Невское время, 9.08.2014
Александру Калягину делали положительную лысину Ленина, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 24.07.2014
Олег Табаков: Меня ненавидеть не надо. У меня учиться надо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.07.2014
Никто никого не любит, никто никого не жалеет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.07.2014
Воронежцы смогут посещать МХАТовские спектакли, не покидая родной город, Виктор Левшаков, Комсомольская правда (Воронеж), 7.07.2014
Командный зачет, Colta.ru, 4.07.2014
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
Хогвартс Олега Табакова, Вячеслав Уваров, Российская газета, 27.06.2014
Олег Табаков: «Мы это сделали!», Марина Квасницкая, Театрал, 27.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Игорь Золотовицкий: «Семья – мой самый счастливый билет», Анжелика Заозерская, Москвичка, 18.06.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Московская Жар-птица, Юрий Чеботарёв, startup.ru, 18.06.2014
Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Борис Ливанов — еще и шаржист, Екатерина Шитикова, Вечерняя Москва, 4.06.2014
Олег Табаков в программе «Белая студия», телеканал «Культура», 31.05.2014
Станислав Дужников стал заслуженным артистом Мордовии, Мила Мельникова, Известия Мордовии, 28.05.2014
Путин присвоил почётные звания деятелям культуры, видеосюжет телекомпании НТВ, 28.05.2014
Вишнёвый Ад, Дмитрий Бавильский, Частный корреспондент, 23.05.2014
«Пролетный гусь» прилетел в Красноярск, Екатерина Котова, Труд, 21.05.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
«Пролетный гусь» в Красноярске прошел на «ура», ИА «1-LINE» (Новости Красноярска), 20.05.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Осторожно, бабушка!, Ильдар Сафуанов, Литературная Россия, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Дарья Мороз: «Первую роль я сыграла младенцем», Светлана Васильева, Омская правда, 14.05.2014
Дарья Мороз: «У нас из всего делают драму», Ирина Чернышева, ИА «ОмскПресс», 12.05.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Анатолий Белый в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 29.04.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014
За непроницаемой стеной семейного счастья…, Мария Юрченко, радио «Орфей», 16.04.2014
Финский театр на русский лад, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 16.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Александр Семчев: «Мне запретили говорить о еде», Анна Балуева, Комсомольская правда, 15.04.2014
Олег Табаков: «Я не торгую на центральном рынке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.04.2014
Финская пьеса в Художественном театре, Елизавета Авдошина, театральный портал «Чеховед», 13.04.2014
Андрей Бурковский в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 13.04.2014
От ульяновской гимназии к сцене МХТ, Елена Зыкина, Симбирский курьер, 12.04.2014
Бесконечные поиски «что дальше?», журнал «Станиславский», 11.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
Глеб Черепанов в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 6.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Борису Плотникову исполняется 65 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Паулина Андреева в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 30.03.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Вручение премии фонда О. П. Табакова, телеканал «Театр», 27.03.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков, вручая премию, вспомнил про один процент на культуру, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.03.2014
Мария Смоктуновская: «Папа отправил свое сердце в нокаут», Олег Перанов, Российская газета, 27.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Кира Головко отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Новые «Карамазовы»: женщины в роли мужчин, мужчины в роли женщин, Вячеслав Костиков, Аргументы и факты, 28.02.2014
«Российские культурные сезоны» открылись в Женеве, Агентство национальных новостей, 27.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Актеры МХТ имени Чехова: Приезжаем в Саратов как к себе домой, Екатерина Середавина, Комсомольская правда (Саратов), 24.02.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Три версии гибели Саввы Морозова, Ариэль Городецкий, Вечерняя Москва, 14.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
«Я стал пролетарием», Сергей Простаков, Русская планета, 13.02.2014
Расписной герой, Марина Круглякова, Театрал, 1.02.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Войти два раза в номер 13, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.01.2014
Яснослышащий, Андрей Ванденко, Итоги, 27.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
«Карамазовы» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 23.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
В Москве прощаются c Аллой Шполянской, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
5 творческих ипостасей Константина Станиславского, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 17.01.2014
Умерла Алла Юрьевна Шполянская, Анна Балуева, Комсомольская правда, 17.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014