Кирилл Серебренников: «У нас современному театру нигде не учат»

Марина Шимадина, OPENSPACE. RU, 26.02.2009
Кирилл Серебренников вернулся из кино в театр: в этом году он набрал курс в Школе-студии МХТ и собирается выпустить на сцене Художественного театра два спектакля — «Подпоручик Киже» по рассказу Юрия Тынянова и «Трехгрошовую оперу» Брехта. О том, каким может и должен быть современный театр, и о своем методе работы со студентами известный режиссер и новоявленный педагог рассказал Марине Шимадиной.

- Отрывок репетиции спектакля «Подпоручик Киже», выложенный на OPENSPACE. RU, привел многих в замешательство. Что это за жуткие босховские монстры? Судя по всему, нас ожидает весьма необычный авангардный театр?

 — Это была репетиция эпизода о том, как Павел I едет по России, населенной неведомыми ему существами. Павел все боролся с потемкинскими деревнями и просил, чтобы ему показали страну, как есть. Вот и увидел галерею монстров. Для этой сцены артисты делали самостоятельные этюды, и был их показ на видео. Конечно, маленький фрагмент в интернете выглядит какой-то дичью, но в контексте спектакля это будет смотреться совсем по-другому.

- Насколько я знаю, в спектакле большая роль отведена музыке.

 — Этот спектакль для меня абсолютно симфоническое произведение. Там сплошная музыка будет. Алексей Сюмак — замечательный, на мой взгляд, композитор. Где-то он сделал ироническую стилизацию под барочную музыку, где-то это современная, поисковая, альтернативная академическая музыка. Такой «Раммштайн» от классики. Артисты поют, учат очень сложные партии. Там будут барочные интермедии, арии, трио, дуэты.

- Это всё на слова Тынянова?

 — Нет. Там звучат тексты Канта, Баркова, очень много Карамзина, текст «Домостроя», житие святого Прокофия. Рассказ Тынянова, несправедливо, по-моему, забытый, — это отличная проза, но весьма своеобразная. Его, конечно, невозможно инсценировать напрямую. В театре его нужно сочинять, придумывать заново, но мне это и интересно.

- В последние годы у вас много музыкальных проектов: это и «Фальстаф» в Мариинке, «Мистерион» Карла Орфа и «Станция» того же Алексея Сюмака на фестивале «Территория».

 — Музыкальный театр мне сегодня очень интересен. Это попытка найти совершенство. Это высший пилотаж, когда музыка и изображение сливаются вместе. В этом смысле «Киже» — абсолютно поисковый проект. С одной стороны, хочется заинтересовать зрителей, а с другой — не хочется их разочаровать. Потому что люди, не привыкшие к поисковому театру, театру формы, которые любят, когда артисты произносят реплики разными голосами, ничего не поймут и будут разочарованы.

- Как вы уговорили Олега Табакова пойти на такой риск? Сегодня зрителей правдами-неправдами заманивают в театр, а вы готовы их распугать.

 — Это возможно только благодаря политике Художественного театра, которая подвергается почему-то невероятной критике. Табаков позволяет делать очень резкие, экспериментальные вещи. И не только на Малой сцене. Спектакль Юры Бутусова «Гамлет» — это непривычный, поисковый театр. Благодаря известным артистам и бренду МХТ спектакль привлекает очень большую аудиторию, и люди привыкают постепенно к новому, делают шаги в понимании специфики театра.

- Тем, кто делает эти первые шаги, наверное, стоит дождаться «Трехгрошовой оперы», которую вы собираетесь ставить на Большой сцене МХТ? Этот спектакль рассчитан на более широкую аудиторию?

 — Да, это еще одно искушение кассовым театром. Хотя в этом материале есть закавыка. Он ведь не был рассчитан на успех. И главные проблемы «Трехгрошовой оперы» начались тогда, когда из нее сделали бродвейский мюзикл. А изначально это был совершенно не музыкальный спектакль. Просто какие-то монологи для создания эффекта отстранения решались через зонги. Этим достигалась нужная Брехту дистанция. Задумайтесь, на сцене действуют мерзавцы, проститутки и бандиты, а мы им сочувствуем — это же провокационная история. На премьере в 1927 году одна артистка отказалась петь зонг, потому что сочла его безнравственным. Была паника по этому поводу, ей срочно искали замену. Мне было бы интереснее следовать логике автора, а не тем традициям, в которых этот материал трактовали в последнее время. Не делать из него развлекуху.

- В вашей инсценировке написаны новые зонги на злобу дня?

 — Да, и зонги новые, и перевод новый. Мы сделали свою редакцию пьесы несколько месяцев назад, но сейчас она стала еще актуальнее — там так все подходит под кризис, под то, что сейчас происходит, как будто вчера написано.

- Вы набрали курс в Школе-студии МХТ, чтобы учить их новому театру. Как вам это удается в рамках традиционной системы обучения?

 — Помимо всех дисциплин и классов училища, у ребят есть дополнительные занятия. Мы работаем по системе воркшопов. В марте у нас будет воркшоп совместно с архитектурной мастерской Евгения Асса, мы будем заниматься пространством театра будущего. Мы будем его придумывать, строить; думать, как в нем будет существовать артист. Мы учим ребят не запираться в душной комнате, а смотреть по сторонам. Режиссерские показы в первом семестре у них происходили в самых разных местах — от храма Христа Спасителя до дома престарелых. Это были перформансы на тему «место судьбы». Мы стараемся расширять их взгляд на театр. Театр сегодня должен быть разным. Никто не отменяет русского психологического театра, хорошо сделанной пьесы. Но есть и визуальный театр, театр техногенный, театр без актеров. А у нас современному театру нигде не учат. В некоторых театральных школах на мои спектакли запрещают ходить студентам, чтобы не научились плохому. А я, наоборот, заставляю своих ходить на все это говно, пусть знают. Я стараюсь показывать им самый разнообразный театр: проходит фестиваль NET — идем на NET, приехал Додин — идем на Додина. Потом обсуждаем свои впечатления. 

- В этом году гастроли МДТ вызвали бурные дискуссии в театральной среде. Многие из тех, кто увидел спектакли Додина впервые, не могли понять, почему этот театр считается лучшим в стране.

 — Да, если «Братья и сестры» вызвали у студентов восторг и желание разобраться, как это искусство сделано, то последние спектакли вызвали отторжение и неприятие. Молодых непредвзятых людей очень трудно обмануть. Они как ребенок, который говорит: «А король-то голый». У нас же с возрастом люди становятся священными коровами, заложниками имени, переходят в касту неприкасаемых. А для художника это вредно.
2009
Ивановы муки, Татьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009
Федор Шехтель и Художественный театр, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
Русский Сизиф, Ольга Галахова, Независимая газета, 21.12.2009
Юрий Бутусов о спектакле «Иванов», Ольга Коршакова, «Другие в городе», радио «Культура», 20.12.2009
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
Действующие лица: Андрей Смоляков о премьере «Иванова», Владислав Борецкий, радио «Культура», 15.12.2009
Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009
Режиссер устроил отстрел покойников, Ольга Романцова, «Газета», 9.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Вячеслав Невинный. Вспоминая артиста., видеосюжет ВГТРК «Культура», 30.11.2009
Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009
Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009
В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
В МХТ новая постановка чеховского «Иванова», видеосюжет Первого телеканала, 13.11.2009
Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009
«Иванов» двадцать первого века, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.11.2009
На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!, Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009
Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого, Видеосюжет телеканала «Звезда», 7.11.2009
Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009
Московскому художественному театру исполнилось 111 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2009
День рождения МХТ. Вручение наград ветеранам сцены, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2009
Памяти Владимира Кашпура, Время новостей, 21.10.2009
Человек мхатовской школы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.10.2009
«Рядом с ним щемило сердце», Московский комсомолец, 19.10.2009
От Ленина до Бабы-Яги, «Газета», 19.10.2009
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Гордый плач славян, Анна Гордеева, Время новостей, 1.09.2009
У Олега Табакова — свои документы, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
МХТ имени Чехова: премьеры грядущего сезона, видеосюжет телеканала «Культура», 31.08.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Ни за грош, Андрей Ванденко, Итоги, № 36, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Чего не хватает Олегу Павловичу, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 20.08.2009
Иван Москвин: «Играть до дна, отдавая все, что есть во мне», видеосюжет телеканала «Культура», 18.06.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
Топорков Василий. 120 лет со дня рождения, телеканал «Культура», 16.03.2009
Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009
Пустота, ошибка, пыль…, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009
Кризисный менеджер, Валерий Выжутович, Российская газета, 27.02.2009
На сцене МХТ — «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009
Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009
Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009
Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Олег Табаков: «Я безнадежно испорченный русский человек!», Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 13.02.2009
Олег Табаков: «Я умею прощать»., Ольга Галахова, Аргументы недели, 5.02.2009
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Мой серебряный шар. Михаил Яншин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2009