Наталья Рогожкина: "Если бы я была мужчиной, то пела бы в группе «Братья Грим»

Мария Сперанская, МК-бульвар, 10.07.2006
У Натальи Рогожкиной есть редкая для актерской среды черта: она не доказывает свою исключительность. Спокойно работает и не старается подчеркнуть, что, будучи женой именитого актера Андрея Панина, является независимой творческой единицей. Мало кто знает, что роль Каменской могла бы достаться Рогожкиной. Но сколько ее ни старили, глаза выдавали юную выпускницу института. Спустя десять лет Наталья вновь попробовала себя в возрастной роли. В кинопроекте «Его жена» она сыграла роль тещи Сталина.


НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Родилась в Москве в семье служащих. В 1995 г. окончила Школу-студию МХАТ (курс А. Покровской) и была принята в труппу Художественного театра, где и работает по сей день. Играет в спектаклях: «Белая гвардия», «Священный огонь», «Новый американец», «Тартюф», «Пролетный гусь», «Легкий привкус измены». Снималась в к/ф и сериалах: «24 часа», «Каменская», «Умножающий печаль», «Полный вперед!», «Дальнобойщики», «Сыщики-2», «Все красное», «Марш Турецкого», «Есенин» и др. Живет в гражданском браке с актером и режиссером Андреем Паниным. Их сыну Александру 4,5 года.


 — В «Его жене», наверное, не обошлось без сложного грима?
 — Наоборот, снималась абсолютно без грима! Это очень забавно, потому что я играю мать Надежды Аллилуевой с 42 до 55 лет. Самой интересно, что получилось из этой авантюры.
- То есть вы склонны к авантюрам?
 — Как раз нет. Самая большая авантюра в моей жизни, наверное, то, что в 16 лет я вдруг решила поступать в театральный, хотя готовилась в медицинский. В то время мы с родителями жили в Болгарии (папа там работал). Из Москвы приходили жуткие слухи о процветающей в вузах коррупции, сумасшедших конкурсах, и я банальным образом испугалась провалиться, хотя имела всего одну «четверку» по русскому. А для театрального, как мне казалось, в отличие от меда, особых знаний не надо. Родители, конечно, были в шоке.
 — Вы были уверены в своих актерских способностях?
 — Мне думается, что без веры в свой талант в театральном институте вообще нечего делать. Что же касается моей творческой биографии, то на тот момент она состояла из детских концертов в гостях у бабушки, с превращениями в Пугачеву и Ротару, и из недолгого пребывания в школьном драмкружке. Там и возникло ощущение, что я могу делать то, что не под силу многим другим. Родственники, правда, скептически улыбались, считая, что шансов попасть в актрисы у меня никаких. В моем лице они хотели видеть личного стоматолога, и мама говорила: «Ну ничего, вернешься из театрального со следом от ботинка на попе и уже по-нормальному пойдешь в медицину». Но? в Школу-студию МХАТ меня приняли.
- Может, подумали, что вы дочь известного кинорежиссера Рогожкина?
 — Когда я поступала, Александр Рогожкин не был столь известен. Он еще не снял «Особенности национальной охоты» и «Кукушку», а я вообще не догадывалась о его существовании! Комиссия мне вопросов на эту тему не задавала. Хотя, знаю, и сейчас многие считают, что я к нему имею какое-то отношение, и искренне удивляются, узнав, что это не так.
 — После института вас пригласили в МХТ. Сегодня на «Белую гвардию», где вы играете Елену Тальберг, многие ходят специально «на Рогожкину». А вы довольны своей работой?
 — Я ее люблю! И у меня есть чувство, что я попала в цель. Самое главное, чтобы роль эмоционально затрагивала людей в зале. А твоя кухня, то есть способ, которым ты этого добиваешься, становится менее важным. Если есть попадание в цель, то, как пускали стрелу — через голову, спиной или задрав ногу, — значения уже не имеет.
 — Какие у вас отношения с худруком МХТ Олегом Табаковым?
 — У меня много работы в театре, он ежегодно продлевает контракт со мной. Так что, я надеюсь, это свидетельствует о его симпатии ко мне. И она взаимна, ведь я училась в Школе-студии, ректором которой был Табаков, и именно он всегда утверждал либо твое пребывание в институте, либо отчисление. Правда, встречались мы редко, в основном на экзаменах. Олег Павлович сидел в первом ряду, и я, как все студенты, следила — спит он или нет на моем отрывке. Потому что если спит — дело плохо.
- А он когда-нибудь вызывал вас на ковер?
 — Нет, я стараюсь не давать повода. Хотя пару лет назад я дважды пропустила свои спектакли. Ничего страшнее в моей жизни не было! Как-то вечером сидели мы с мужем перед телевизором, ужинали, и вдруг в 19.05 раздается звонок из театра: «Наташа, ты где? У тебя „Татуированная роза“!» Самый ужас в том, что спектакль начали без меня, решив: раз я утром была на репетиции, то на месте. Но когда Ирина Мирошниченко произнесла: «Роза, Роза, ты где?», повисла даже не мхатовская, а теперь уже рогожкинская пауза. Бросились в гримерку, там одиноко висит мое платье, надели его на девочку из массовки, всучили ей текст роли в руки, и она буквально читала с листа, ведь сделать ничего уже было нельзя — «шоу маст гоу он». В антракте я влетела в театр и услышала: «Играть второй акт будешь ты!» Но надо видеть актрису, которая меня заменяла: значительно ниже ростом, темненькая, с короткой стрижкой. На меня стали пялить черные парики, начался истерический хохот, и я пошла на сцену как есть. Раздался незабываемый шорох — публика срочно полезла в программки, дабы понять, что происходит? В тот раз я отделалась выговором.
 — А почему вы забыли о спектакле?
 — Мы тогда только переехали в новую квартиру, и вешать на отремонтированную стену листок с репертуаром на булавке, как я привыкла, было жалко. Это меня и сгубило. Спустя два месяца домой опять позвонили: «Ты где? У тебя идет спектакль „Нули“!» К счастью, мой выход был только после антракта. Не знаю, как из своего Чертанова я долетела до МХТ за четверть часа. Буфет должен был бы мне проставиться: ведь за антракт, который растянули на 45 минут, съели и выпили все! Тогда я получила серьезный выговор с предупреждением, и любой следующий проступок грозил увольнением. Так что в этом смысле я под колпаком.
 — А как среагировали партнеры? Ведь, говорят, в театре только дай повод — съедят.
 — Надо отдать должное, что на «Нулях» все наши народные артисты — Юрский, Тенякова, Лаврова — сидели в предбаннике у сцены и ждали меня. Я им кланяюсь в ноги, потому что ни один из них ни словом, ни делом не выказал мне негатива, хотя в принципе я заслуживала и осуждения, и брезгливого к себе отношения. Они знали, что наказать меня хуже, чем я сама себя, — невозможно.
- Известно старое актерское лекарство от всех творческих бед — глоток коньяка. Помогает?
 — В «Татуированную розу» меня вводили еще студенткой. Репетиций толком не было, и перед спектаклем, естественно, меня от волнения трясет, рот не открывается, заикаюсь. В этом состоянии захожу в буфет, где сидят мои однокурсники. Говорят: «Да на тебя смотреть невозможно! Вот вермут, сделай пару глотков — тебя хоть отпустит». Человек я непьющий, но убедили, и, отпив капельку, я пошла играть. После спектакля слышу по трансляции: «Наталья Рогожкина, Ирина Петровна просит вас зайти к ней в гримерную». Ну, думаю, сейчас меня будут хвалить! Но оказалось, что у Мирошниченко обостренный нюх, и трех капель вермута было достаточно, чтобы она в довольно жесткой форме объяснила мне, что нет ничего хуже пьющей молодой актрисы. Так в 19 лет я попала в «группу риска».
- У вас есть любимый театральный анекдот?
 — Встречаются два актера. Один другому: «Привет, сто лет не виделись! Как дела?» Тот отвечает: «У меня все так замечательно — от ролей отбоя нет, репетирую Гамлета, ввожусь на короля Лира, гастролирую с антрепризой и снимаюсь беспрерывно! Ой, да что я все о себе. Ты-то как?» Первый помолчал, посмотрел на него: «Да пошел ты!» Над этим анекдотом смеются все актеры, потому что он похож на правду. Мы однажды просто умирали, когда эту историю переложили на себя Хабенский и Пореченков.
- В МХТ вы уже одиннадцатый сезон. Пора получать звание?
 — На эту тему я не задумывалась. Для меня всегда было важно качество моей работы, а награды? Это, конечно, приветствуется, но приятнее всего преподнести родителям, как подарок.
- А ваш муж Андрей Панин ведь заслуженный. Он вас не строит на эту тему?
 — Да нет, боже упаси, мы же взрослые люди! Но к плодам моего труда относится особо строго. Как он всегда говорит: «Извини, девочка моя, но я-то буду судить по гамбургскому счету!» Вот уже где мне этот счет! (Смеется.)
- Но он же похвалил вашу работу в совместном проекте — сериале «Полный вперед!»
 — Скажем так — он одобрительно к ней отнесся. В его устах даже слово «нормально» — уже дорогого стоит. Хотя, если честно, мы боялись работать вместе. Поскольку дистанции между нами нет, любая бытовая ссора невольно могла быть перенесена на съемочную площадку, и наоборот. Но обошлось.
 — Андрей из тех мужчин, которые считают, что женщина должна: раз — сидеть и два — тихо?
 — Да, абсолютно! И не просто раз — сидеть и два — тихо, а три — беременная и четыре — на кухне у плиты. Это идеал. Но требовать от меня оставить профессию — это глупо! Он не идиот, чтобы навязывать кому-либо свое представление о жизни.
- Вы вместе уже 12 лет. А помните свое свадебное путешествие?
 — Нет, не помню. (Смеется.) У нас же не было свадьбы — мы официально не женаты. Просто как-то плавно, само собой начали жить вместе: я чаще стала оставаться у Андрея на несколько дней, все больше моих вещей оказывалось у него в общежитии, пока не стало ясно — там, где мы вместе, и есть дом. С тех пор «свадебные путешествия» у нас бывают ежегодно: есть время — собираем чемодан и сбегаем куда-нибудь, где можно забыться, недели на две. Так и растянули медовый месяц на 12 лет.
 — Каково вам — домашней девочке — было оказаться в актерском общежитии?
 — Наоборот, мне казалось, что именно там — концентрат жизни, пьянящий дух свободы. Мне было 20 лет — в этом возрасте особенно хочется быть самостоятельной. Не смущала ни общая кухня, ни общий душ, ни тараканы, с которыми я успешно боролась. Ничего! Я просто была рядом с Андреем, и сам факт этого заслонял меня от всех остальных проблем.
 — Вас не смущало, что жених не богат?
 — Нет! Я была юным, абсолютно бескорыстным человечком, а он был столь богат талантом и завораживающим обаянием, что все остальное не бралось во внимание. 
- Ну, сегодня-то времена изменились?
 — Он богат?! Спасибо, что сказали, обязательно воспользуюсь!
- Своего сына вы назвали Александр, что означает защитник, миролюбивый?
 — Вообще-то, когда я ждала ребенка, у нас с Паниным было заготовлено имя Илья. И вот в роддоме мне впервые приносят сына. Увидев его, я вдруг поняла, что имя Илья ему абсолютно не подходит, и решила: «Ты будешь Сашкой!» А в это время дома родственники уже целые сутки пили за Илью Андреевича. И тут мне в палату звонит свекровь: «Как там мой внук Илюша?» На что я отвечаю: «Знаете, а он не Илья. Я передумала. Он больше на Сашку похож». Повисла минутная пауза, а потом вопрос с незабываемой интонацией: «На какого Сашку?!»
 — Сейчас Саше уже 4,5 года. К искусству приобщаете?
 — Пытались показать ему сказку «Ундина» в МХТ, но он был еще слишком маленький. Когда погас свет и заиграла музыка, испугался и со словами: «Ты, пап, не бойся!» — увел Андрея из зала. В общем, минут через пять они оба были уже далеки от искусства. Мы и в цирк Сашку водили. Каждый раз, когда оркестр гремел ударными, он прятался под папин свитер и лишь к середине номера потихоньку оттуда вылезал. Но я убеждена, что для ребенка это огромная эмоция, и чем больше подобных впечатлений, тем лучше!
- Когда Панин дома, у вас есть ощущение, что рядом два ребенка?
 — Да-а! У меня тогда вообще ощущение, что я многодетная мать-героиня. Если на Сашку можно цыкнуть: «Ну-ка, иди убери за собой!», то с Андреем это не проходит. Поэтому утром как минимум полчаса я трачу на то, чтобы убрать следы мужа после его сборов на работу.
- У вас есть тайны от мужа?
 — Есть, но они такие безобидные. Вот недавно, будучи жертвой рекламы, не удержалась и купила книжку Ксении Собчак, где она обещала научить женщин всегда выглядеть стильно. Больше трех страниц я не осилила, и теперь этот бестселлер лежит у меня в машине, потому что знаю — если Андрей увидит его дома, то потоку язвительных шуток не будет конца.
- Интересно, как бы вы с мужем построили свою жизнь, если бы не надо было работать?
 — Все равно продолжали бы работать. Однажды Панин сказал, что купил бы остров, лежал бы на песке и плевал в сторону океана, потому что в принципе не любит вставать с дивана. И вообще, хочет быть известным писателем на пенсии, чтобы капали гонорары за написанное ранее. Но это тонкий юмор Андрея Владимировича — он бы от безделья с ума сошел!
 — У Андрея есть качество, за которое вы готовы простить ему все?
 — Да, но не в этом дело. Если человек будет позволять себе «все» — то эта позиция уже сама по себе недостойна прощения. Есть вещи, и вседозволенность среди них, которые прощать нельзя, какими бы замечательными качествами ни обладал человек.
 — Продолжите: если бы я была мужчиной, то?
 — ?по-моему, пела бы в группе «Братья Грим». (Смеется.)
- Оказывается, всего 2% населения Земли рыжие от природы. Чувствуете избранность?
 — Нет, не чувствую. Но когда вижу другого рыжего человека, ощущаю с ним братство по крови.
- А вас не путали с кем-то из других рыжеволосых актрис?
 — Одно время — с Амалией&Амалией. У нас действительно много общего. Даже мама моя, смотря сериал «Ловушка для Золушки», говорила: «Глядя на Амалию, я могла бы подумать, что это мой ребенок». Поэтому я не удивлялась, что на кинофестивалях, где ходишь под солнцем в темных очках, а сверху рыжая голова, ко мне частенько обращались — Амалия. Приятного мало, но я к этому отношусь с юмором. Получая «Чайку», я спросила: кто еще в номинации? Мне отвечают: «Ну, ты, Кутепова…» Я предложила:"А третьей — Амалию! И номинацию назовем — «найдите десять отличий!»
 — Из интервью о вас складывается очень противоречивое впечатление. Так какая вы?
 — Я? как прогноз погоды по телевизору. Вроде тебе все объяснили, и понятно, что будет завтра: какая температура, осадки, скорость ветра, давление? Но следующий день показывает совершенно обратное! Вот как-то так.
2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006