6 апреля не стало легендарного сценографа Давида Боровского

, 10.04.2006
Художник, одаренный Богом

Потеря друга оставляет в душе пустоту, которую ничто не может восполнить.
Умер мастер — умница, тонкий, одаренный Богом художник. Мы потеряли товарища.
Но сказано: «Не скорбите о тех, кто ушел из мира, но будьте признательны судьбе за то, что они были, и были с вами».
Перед лицом смерти слова бледны. В который уже раз мы чувствуем себя бессильными выразить словами душевную нашу тоску.
Если и возможно утешение, то лишь при мысли, что Давид Боровский прожил жизнь, наполненную вдохновенным трудом, и имя его отныне будет вписано в плеяду тех, кто внес вклад в современную нашу культуру.
Мы любили его и будем помнить о нем до конца наших дней.

Отар ИОСЕЛИАНИ, Борис ЗАБОРОВ


Его не могло не быть

Он был Божим подарком нам всем, он был счастьем для друзей со своим умом, деликатностью, нежностью и тихим гением. Ему не было равных (как, впрочем, каждому великому художнику, создающему время). Он был благодарным другом и товарищем.
Какое счастье мне выпало дружить с Давидом более пятидесяти лет, смотреть его спектакли, читать его добрые и тонкие рассказы о Киеве, о коллегах, наблюдать его в работе, беседовать вечерами на кухне, где хозяйничала хлебосольная жена Марина.
Его понимали и любили. Теперь на этом месте, где жило непобедимое влечение к этому несравнимому человеку и мастеру, будет квартировать печаль утраченной любви!
Спасибо, Дэвик, и прости.

Юрий РОСТ


Соавтор «Гамлета»

Это произошло в Колумбии. Давид Львович повез показывать свою выставку макетов вместе с гастролями «Трех сестер», «Войны и мира» Петра Фоменко и «Невского проспекта» петербургского театра «Потудань», проводимыми Международной конфедерацией театральных союзов. Обширнейший инфаркт. Сделали операцию. Ночью после операции Давид Боровский умер во сне.
Ему был 71 год. По объему сделанного — много больше. Главное — он навсегда сдвинул все тектонические слои, переместив профессию сценографа на самые высокие ступеньки театральных иерархий. Благодаря оформленным Боровским спектаклям стало ясно, что сценограф из доступного ему материально-вещного мира может извлекать самую тонкую смыслообразующую материю. Часто он был, оставаясь сценографом, еще одним режиссером спектакля.
Начинал с мейерхольдовцем Леонидом Варпаховским. Ставил с Эфросом «Сказки Старого Арбата», «Дон Жуана», «Турбазу», «Эшелон». Больше всего Боровский работал с Любимовым — и на Таганке, и за границей. Без Боровского не мог состояться «Гамлет», где самовязаный, сверхвыразительный и сверхфункциональный занавес стал второй после Гамлета-Высоцкого легендой. Боровский, оказавшись в зоне наблюдения за Таганкой гигантского телескопа, сам стал «заметным и видимым». Умел и любил работать в команде, растворяться в кипящем бульоне театрального быта, выуживая из него потом самое ценное и емкое.
Тогда на Таганке, слушая друг друга, слышали время.
Внешне грубо вылепленный, с тяжело горящим взглядом, Боровский был похож на напряженные железные нервы изломанных труб таганковских кирпичных коридоров. Он пришел в профессию в конце пятидесятых, когда советский театр менялся решительно и во всех направлениях. И оставался одним из столпов легенды о великом русском театре до конца. Кто видел его спектакли хотя бы из недавних — «Молли Суини» Додина, любимовскую «Шарашку», «Игрока» в Большом — они вспыхнут в мозгу лаконичной, въедливой, усмешливой и чистой картинкой.
Сценографы, если живут работой, не оставляют баек и скандальных сказок. Оставляют спектакли. Последний спектакль, оформленный Боровским в Москве, — «Затмение» в «Ленкоме». На сцене выросла сияющая белизной и никелем больница, которая сама стала последним домом сценографа.
Последним спектаклем, оформленным Боровским, стал «Король Лир» Льва Додина в Малом драматическом (премьера состоялась в середине марта).
Его уход — это конец целой театральной эпохи.
2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006