Кто убил авангардиста

Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Самое существенное в пьесе «Художник, спускающийся по лестнице» — ход времени. Действие начинается в 1972 году, перескакивает в 1922-й и 1914-й, возвращается обратно. Иногда время замедляется, и счет идет уже не на годы, а на дни и часы, но сэр Том Стоппард (драматург удостоен рыцарского звания в 2000 году) во всех случаях предлагает сначала узнать развязку, а уж потом объясняет, почему все случилось именно так, как случилось. От итога — к причинам: логика классического детектива. Стоппард пользуется этой логикой сознательно: в его пьесе труп незримо присутствует с самого начала.

Два престарелых и полунищих авангардиста (Битчем — Станислав Любшин, Мартелло — Борис Плотников) пытаются понять, как погиб их старый товарищ (Доннер — Евгений Киндинов). В их распоряжении имеется магнитофон, случайно записавший шум шагов, возглас Доннера «Ага! Я же тебя вижу!» и два удара. Со вторым все ясно: тело перевалилось через перила лестницы и шмякнулось об пол. Кто нанес первый, вот в чем вопрос.

Также в распоряжении художников имеются: склонность к перебранкам и взаимным обвинениям (естественный результат пятидесятилетней дружбы); сварливый старческий задор; несколько склеротические воспоминания о чудесной слепой девушке, которую они каждый по-своему любили (Софи — Екатерина Соломатина); и вообще о буйной авангардистской молодости. Ах, как весело жилось, как много само собою получалось! «Кабаре Вольтер», Дада, Тцара, выставки, походы, задорные манифесты: «Мастерство без воображения присуще ремесленнику; оно дарит нам многие полезные вещи — такие, как плетеные корзинки для пикников. Воображение без мастерства присуще современному искусству». Эту сентенцию, кстати, сочинили не дадаисты, а лично Стоппард, который однажды весело сказал, что сам так думает (см. книгу Мела Гассоу «Беседы со Стоппардом», 1983). Соврал он или нет — вопрос особый.

Я не буду рассказывать, как погиб Доннер и отчего покончила с собою Софи: с детективами так не поступают. Важно, однако, сказать, что в пьесах Стоппарда огромную роль играют случайные события, ложные толкования, ошибки при выборе и т.п. В его мире всегда есть место хаосу: веселому, как у дадаистов, или мрачному, как у Беккета; задача человека в этом мире — создать или хотя бы выдумать какое-то подобие порядка. У Умберто Эко в «Имени розы» герой говорит, что в мироздании, возможно, нет никакой системы, но немного системы имеется в его собственной голове. Пожизненная задача Стоппарда — интеллектуала, мастера, виртуоза — показать, как эта система работает. Или же почему не работает. Это должны держать в уме все, кто ставит и играет его пьесы.

Режиссеру Лене Невежиной плохо удалось первое действие, совершенно лишившееся внутреннего напряжения. Странно одетые пожилые люди (вряд ли старики) что-то непонятное делают, о чем-то невнятном говорят, ссорятся: все это суетливо, мелко и скучно. У Стоппарда меж тем диалог Битчема и Мартелло содержателен и страстен как агон в греческой трагедии. Если накал этого словесного поединка не передается залу, если у зрителя не возникает потребности узнать, из-за чего же, черт побери, эти полоумные так неистово спорят, — экспозиция, можно считать, провалена. Скачок в 1922 год, который сулит какие-то объяснения, лишается всякого интереса: молодым актерам Максиму Матвееву (Битчем), Денису Бобышеву (Доннер) и Сергею Медведеву (Мартелло) попросту незачем выходить на сцену.

Впрочем, Медведев нашел себе отличное занятие: он деликатно и остроумно присваивает характерные жесты и интонации Бориса Плотникова. Не копирует, не передразнивает, но как-то обживает изнутри. Можно не сомневаться: персонажи Плотникова и Медведева — это действительно один и тот же человек. Стоппард не раз утверждал, что вещи, написанные для радио, бессмысленно переносить на сцену; игра актеров позволяет с ним поспорить. Вероятно, Матвееву и Бобышеву стоит получше приглядеться к своим «старшим товарищам», поискать переклички, от которых спектакль приобрел бы куда большую занимательность.

Во второй половине спектакля, когда дело доходит до объяснения причин, действие заметно оживляется. Все неожиданные ответы, запланированные Стоппардом, режиссер предъявляет зрителю с азартом и со вкусом: а вот так! а вот поэтому! а вовсе и не он! — и торжество выкладок было бы очень веселым, если б не общий итог, для Стоппарда очень характерный. Жизнь, констатирует автор, штука хорошая, но настолько запутанная и несуразная, что человек всегда остается в проигрыше. Под конец обязательно выяснится, что ты все делал не так и некстати. И если считать, что дадаисты и прочие баловники от искусства пытались состязаться с жизнью в изобретении нелепиц (ее любимом виде спорта), то стоит ли спрашивать, кто убил авангардиста? Ответ не только прост — он известен заранее.
2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005