Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения

Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
Рядовой театральный зритель не всегда обращает внимание на фамилии тех, кто значится в программке спектакля помимо любимых актеров. Ну, в крайнем случае, знает режиссера, который поставил спектакль. Фамилия художника редко остается в его памяти. «Да и впрямь, так ли он важен для спектакля? — скажет не очень сведущий индивидуум. — Вот игра актеров — это да!» Иной раз, действительно, художника приглашают только для того, чтобы чем-то украсить сцену, развлечь скучающего зрителя яркой декорацией и смешными деталями. И, в основном художники, что называется, пляшут под дудку постановщиков. Настоящий же художник всегда создает свой неповторимый театр. Таких в нашем отечестве: раз-два и обчелся. Но и среди них есть тот, кто вот уже долгие годы царствует на театральном Олимпе, подобно Зевсу. Зовут этого человека Давид Боровский. Ему в конце прошедшей недели исполнилось 70 лет. Правда, на Зевса он не похож ни внешне, ни по своим повадкам. Вот и с юбилея своего сбежал, чтобы не слышать славословий?

Думаю, что ни среди специалистов, ни среди простых зрителей не найдется такого, кто оспорил бы название этой заметки применительно к Боровскому. Потому что он неповторим. Он уникален. Он - один из немногих, кто способен создать зримый образ спектакля и наравне с режиссером быть его автором. Так было всегда: и в Киеве, где он начал свою работу в театрах в 15 лет, так было в легендарном Театре на Таганке, так происходит и сейчас. В театроведческих статьях и книгах написано, что творчество Давида Боровского во многом повернуло развитие российской сценографии второй половины XX века, обновило ее язык, помогло возвращению на сцену открытий Мейерхольда.

Когда-то Юрий Любимов увидел эскизы Боровского к спектаклю и тотчас же пригласил его к себе на Таганку. С тех пор более 30 лет Боровский проработал главным художником этого театра. Здесь художник поставил с Ю. П. Любимовым свыше 20 спектаклей. По существу он стал соавтором таких известных постановок Таганки, как «Обмен», «Товарищ, верь…», «Живой», «Мать», «Зори здесь тихие. ..», «Гамлет», «Дом на набережной», «Высоцкий» и др. Последняя по времени работа — спектакль «Шарашка» (по роману А. Солженицына «В круге первом»). Вместе с Любимовым Боровский ставил спектакли и на многих драматических и оперных сценах Европы.

Наш читатель спросит, чем же так примечателен художник Давид Боровский? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, понадобились бы сотни страниц. Но если быть кратким, то главным в творчестве этого художника является уникальное соединение острейшей условности с пронзительной жизненной правдой. У Боровского условность и правда всегда были соединены в одно целое. Как правило, он сочиняет спектакль из очень немногих и очень простых элементов. Любит вводить реальные бытовые вещи из реальной жизни, знакомые каждому зрителю и вызывающие глубоко личные воспоминания. Так было и в «Зорях», так было и в «Гамлете», так было и в недавнем «Вишневом саде» во МХАТе?

Автор этих строк мог бы долго говорить о Давиде Боровском. Но после недолгих колебаний решил, что говорить о великом художнике должен человек, равный ему по таланту. Таким является замечательный ученый-театровед Алексей Бартошевич, который любезно согласился сказать несколько слов о юбиляре.

 — Когда приходишь на выставки сценографии, то любуешься эскизами и макетами художников. Но потом на сцене они очень много теряют. Потому что художники пытаются создать красивую, живописную театральную картину. У Боровского не так. Он - сценограф с режиссерским мышлением. Боровский мыслит категориями динамики и пространства. Он создает трехмерный театральный мир. Мир, полный движения и динамики. Он работал во многих театрах и со многими режиссерами и в России, и за рубежом. И все-таки, вершина его искусства — это великие спектакли, созданные им в 60-е и 70-е годы с Юрием Любимовым. Я не могу забыть «Зори здесь тихие» — спектакль, который был поставлен к 30-летию начала войны. В нем с огромной силой открылось драматическое и человеческое содержание войны. И в очень большой степени это — Боровский. Он часто строит свои декорации из самых простых материалов. И здесь тоже нашел очень простую вещь: деревянные борта старого военного грузовика. И эти доски из «Зорей» до сих пор забыть невозможно. Они превращались то в болотную гать, по которой шли солдаты, то в деревья, то в баньку, в которой мылись эти несчастные, обреченные на смерть девчонки. И в конце спектакля эти самые обычные, крашенные защитным цветом доски превращались в деревья и вдруг начинали «танцевать» по тихую музыку? Я помню, как один старый мхатовец никак не хотел идти на Таганку, дескать, они там занимаются формалистическим трюками, отреклись от русского психологического театра. Но однажды его затащили на «Зори». И когда эти деревья-доски начали танцевать, он вдруг громко заревел, заплакал навзрыд вместе со всем залом. Это были сладкие театральные слезы, слезы счастья, которые мы редко льем в театре. И Боровский много раз дарил нам такие минуты. Я уж не говорю о «Гамлете», в котором именно он придумал тот великий занавес. Эта вязаная ткань стала образом трагических сил бытия, образом смерти, образ страшного чудовища, которому были доступны все углы сцены. Этот странно устроенный занавес двигался по сцене во всех направлениях и сметал и правых и виноватых. Подсвеченный, он казался то гигантской паутиной, то каким-то неведомым зверем, то стеной из земли. Это и было воплощением гамлетовских непреодолимых сил судьбы. Этот плетеный занавес оживал и он, вместе с Высоцким, разумеется, символизировал самый смысл великой пьесы. И это было одно из самых сильных, самых могущественных театральных впечатлений. Вот эта театральность Боровского, его режиссерское мышление, способность его видеть сценографическое полотно не как прекрасную картинку, но как суть и нерв спектакля, делают его выдающимся, великим художником, который в сущности возродил традиции мейерхольдовской сценографии и динамики. Боровский — одна из самых крупных фигур в мировом театре ХХ века и дай Бог ему здоровья и удачи.

Принято считать, что в 70 лет человек уже не может достичь прежних вершин в творчестве. Но Боровский продолжает успешно работать и в питерском Малом драматическом театре, и во МХАТе. Как вы считаете, равны ли последние его работы тем, легендарным спектаклям на Таганке?

С точки зрения сценографии — равны. Эти спектакли не все равновелики по режиссерскому качеству (я не говорю, конечно, о великих спектаклях Додина). Но Боровский в этих спектаклях делает все возможное, как замечательный художник. 

Вы сами сказали, что Боровский определял концепцию спектакля. Не было ли у того же Юрия Любимова ревности к нему?

Уверен, что не было. У них был настоящий союз. Я говорил, что образ «Гамлета» создал Боровский, но концепцию спектакля придумали они вместе. Так же было и в «Доме на набережной», где лифтовые клетки имели также образ тюрьмы. Мы - восторженные зрители Таганки — воспринимали Боровского и Любимова, как единое целое. Как союз единомышленников театральных людей и просто личностей.
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004