Правда и ложь трагедии

Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
Особенность трагедии в том, что в этом жанре у героев нет никакой надежды — все предопределено заранее, и бороться с судьбой бессмысленно и никому не нужно. В современной жизни понятие Рока, как понимали его в Древней Греции, не существует, зато всегда жива надежда. На этом противоречии, столкновении взглядов эпох и построен спектакль режиссера Тимура Чхеидзе «Антигона» по пьесе Ж. Ануя, поставленный во МХАТе им. А. Чехова. В роли Антигоны — Марина Зудина, в роли ее главного оппонента Креонта — Отар Мегвенетухуцеси.

В жизни «маленькой Антигоны», как называет ее Хор (Евгений Киндинов), было не много радостей. Она просто жила, но этого мы, зрители, не видим. Антигона Марины Зудиной с самого начала спектакля готовится к смерти. Она совершила преступление и готова за него отвечать. Надежды нет, есть только Судьба. Но Антигона Ануя живет не в сценическом, а в реальном мире, где Судьба не есть основа мироздания. Только героиня Марины Зудиной не видит этого, она существует по закону древнегреческой трагедии. А ее невольный палач, правитель Фив Креонт живет надеждой. Отар Мегвенетухуцеси играет Креонта в первую очередь человеком, а уж потом царем.

И отсюда возникает основной конфликт спектакля. Противостояние Креонта и Антигоны — это не просто столкновение мнений, это борьба, определяющая жизненную философию, определяющая саму жизнь. Создается ощущение, что Антигона попала в этот мир случайно, что она играет по другим правилам, нежели другие. Марина Зудина показывает Антигону очень испуганной, но при этом решительной девочкой, совершившей преступление и готовящейся нести кару. В каждом движении актрисы, в звуках ее голоса, во взгляде видны переживания ее героини, которая так хочет жить, но которая уверена в том, что ее дни сочтены. Она черпает силы в уверенности в собственной правоте. И когда потом Креонт разобьет ее уверенность, она сожмется в маленький комочек у его ног. Антигона не хочет счастья в том понимании, в котором видит это слово Креонт. Она предпочитает погибнуть, не зная за что, но не остаться жить среди обмана.

Дуэт Марины Зудиной и Отара Мегвенетухуцеси — редкий сценический союз актеров. Кажется, они понимают друг друга с полувзгляда, с полувздоха. Вообще на сцене царит особый актерский ансамбль, в котором каждый не только играет свою партию, но и помогает другим играть.

Действие происходит так близко от зрителей, что можно разглядеть малейшее изменение в выражении лиц актеров. Сцена с трех сторон окружена публикой, с четвертой стороны — стена с дверью, напоминающая вход в склеп. В таком склепе должны будут замуровать Антигону, но все герои выходят из него на сцену, как из пещеры, в которой живут. Получается, что смерть Антигоны — это избавление. А остальным, тем, кто останется жить, придется мучиться.

Паутина поступков и мыслей, противоречий и согласий запутывает и героев, и зрителей все туже. Поневоле сидящие в зале вынуждены принять чью-либо сторону. И если поначалу кажется правой Антигона, то потом вместе с ней мы приходим к осознанию правоты Креонта. Кому-то его правота придется по душе, кому-то покажется ошибкой, а кто-то, как и Антигона, предпочтет поверить в правоту Креонта, но не принять ее.
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001