Драма идей

Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
…Рассказывают, как однажды группа специалистов из Англии попала на «Вишневый сад» в один не самый популярный московский театр. Проскучав в зале добрых четыре часа, все были в восторге, ибо полагали, что скука — непременная составляющая хорошего спектакля по классической пьесе. На новой «Антигоне», премьеру которой сыграли во МХАТе имени А. П. Чехова, тоже бывает скучно. Но в данном конкретном это обстоятельство не позволяет отозваться о спектакле пренебрежительно. Наоборот, — он замечателен. И хорош как для критиков, так и для тех, кто перед началом спектакля, теребя программку, шутил, толкая в бок соседа: «Ничего себе фамилия — Невинный!» Что ж, по нынешним временам, это — тоже в плюс: Табаков заставил интересоваться театром тех, для кого Невинный — новое имя в искусстве. На премьере «Антигоны» эти «новички» чувствовали и переживали «симметрично» бывалым театралам: скучали, когда Жан Ануй совершенно удалялся в область чистых слов. Напрягались, когда пружинил и сам сюжет. Стеснялись или совсем не стеснялись слез, когда набегали слезы… Трагедия — тот самый жанр, который должен вызывать слезы.
Из программки можно узнать, что «Антигона» Ануя написана в 40-е, в числе других трагедий сам драматург включил ее в цикл «новых черных пьес». Впервые поставленная в 43-м в парижском театре «Ателье», «Антигона» Ануя была прочитана в контексте тогдашней политической жизни: «бескорыстный бунт Антигоны против Креона, против установленного порядка был, по мнению Андре Моруа, также бунтом плененной фашистами Франции».

Спустя почти 60 лет, в пореформенной России текст «Антигоны» звучит также злободневно. Но акценты сместились. То, что казалось «белым» уже не выглядит таким же чистым и правильным, то, что виделось однозначным злом, теперь вообще смотрится совсем иначе. Логика Антигоны (Марина Зудина), которая готова принять смерть, лишь бы — против воли правителя Фив — похоронить убитого под городскими стенами брата, уже не кажется непреложной, как прежде. А усталый фиванский царь Креон, которого в спектакле Темура Чхеидзе играет народный артист СССР Отар Мегвинетухуцеси, стал и вовсе, скорее, положительным героем. Умудренный опытом жизни и опытом власти, он знает то, чего не знает и не могла знать Антигона. С этим знанием придет конец страданиям, что выпали на долю нескольких поколений фиванских жителей. И потому — неважно, кто именно из двух братьев покоится сейчас среди героев, а который — оставлен без погребения под стенами Фив (этого не ведает и сам Креон). Главное, чтобы у народа были свои герои и отщепенцы… Короче говоря, «шапка Мономаха» тяжела даже тогда, когда ее не тяжелят видения «кровавых мальчиков», — вот о чем ведет свою речь правитель Фив. Когда уже все кончено, и в довершение всего ему «докладывают» о смерти еще и Эвридики, он спрашивает лишь: «И она тоже?.. Ну, что ж, тяжелый выдался день». Конец трагедии.

Евгений Киндинов один играет за весь античный Хор (так зовут его героя), страстность комментариев которого «уравновешена» тем, что он бессилен что-либо изменить, а в эпизодической роли Кормилицы занята еще одна замечательная мхатовская актриса Наталья Егорова. Но первые здесь — они, Марина Зудина и Отар Мегвинетухуцеси.

Для Отара Мегвинетухуцеси это — первая роль на российской сцене, проще говоря — первая роль, которую он играет по-русски. Мерная и чуть сдержанная грузинским — аристократическим — акцентом, как будто раздумчивая речь Мегвинетухуцеси соразмерна его неторопливым движениям, царственной пластике и стати. Сосредоточенности слов как будто сопутствует сосредоточенность и выношенность, выстраданность каждой мысли. Впечатляющий голос, взгляд, одновременно полный достоинства и безнадежности (отчего и родится подлинно трагический накал), и какая-то особенная, запоминающаяся и не менее впечатляющая внешняя простота убеждают, что он — один из великих. Он точно из тех, кто знает силу слов и цену — каждому. И потому слова, слетающие с его уст, звучат как заклинание. Даже странно, почему Антигона не хочет слышать Креона. Но она его не слышит. Как камикадзе, она вознамерилась умереть за идею. Ведь похоронить Полиника все равно не удастся, и потому смерть ее — это смерть за идею погребения.

В спектакле Чхеидзе все одеты «по-домашнему» (художник — Георгий Алекси-Месхишвили). Марина Зудина выходит на сцену в джинсах и свитере (когда-то в таком же «костюме» она, по собственным ее словам, пришла поступать в ГИТИС). Мегвинетухуцеси одет в длиннополую вязаную кофту. Он, переигравший в своей жизни многих «театральных» царей. Она, которой так часто предлагали играть «наших современниц». Прав был Табаков, однажды посчитавший, что время ее романтических героинь прошло и настала пора играть сильных женщин. Таких, как Антигона. Крупные слезы, бегущие одна за другой, не способны поколебать ее решимости. «Перелистав» все знакомые ей чувства, — радость, грусть, любовь, ненависть — Антигона выбирает смерть «во имя». Креон не в силах ей помешать. Их дуэт временами — дуэт равных. Дуэт, которому часто мешают вторжения других, посторонних. Пока Креон растолковывает ей «подоплеки», Антигоне приходится слушать. И в этих долгих паузах молчаливого противостояния Зудина содержательна и интересна.

Во МХАТе имени Чехова «Антигону» (перевод — Валентина Дмитриева) играют в одном действии, два с половиной часа без антракта. Тяжело, но иначе нельзя: когда играют трагедию, легко не бывает.
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001