Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Для театроведов — головоломка, для театральных директоров — головная боль: почему в одно и то же время, независимо друг от друга или, напротив, испытывая острую зависимость от чужих идей, появляются в афишах разных театров одинаковые названия. 

Первые ищут, какие черты реальности отразились в театральном зеркале, вторые считают, сколько потенциальных зрителей не дойдет до их премьеры, ведь далеко не всем хочется дважды идти на одно и то же название. Как бы то ни было, на повестке дня редкая «птица» на театральном горизонте — «Крейцерова соната».

Михаил Пореченков уже играет Позднышева на Малой сцене МХТ, а Андрей Заводюк готовится к премьере Театра им. Пушкина.

«Крейцерову сонату» в МХТ поставил сын Юрия Яковлева Антон. Молодой режиссер, а главное, молодой человек взглянул на морально-нравственный манифест позднего Льва Толстого именно глазами молодого человека. В горячечный рассказ женоубийцы Позднышева Толстой вложил свои взгляды на брак.
Режиссер же смотрит на своего героя с мучительным интересом — до чего же все-таки может довести себя человек.

«Крейцерову сонату» стоило бы поставить хотя бы для того, чтобы Михаил Пореченков сыграл Позднышева. Его игра — резкое сочетание физической мощи, тяжелого рокота страстей и души, по-своему незрелой и робкой, попавшей во власть запутанного клубка комплексов. Вот Позднышев, с графоманской кипой исписанных листов, кается в молодецких походах в публичный дом, с настойчивостью эксгибициониста сует в руки будущей жены свой красноречивый дневник, чтобы тут же струсить и потянуть дневник назад. А вот он уже сочиняет в голове сюжет про измену жены, ревнуя ее и к подтянутому скрипачу Трухачевскому (Сергей Шнырев), и к самой музыке, чтобы тут же стать заложником своей сильной, как наркотик, фантазии. С первого раза. Психоаналитику пришлось бы здорово повозиться с таким пациентом, а в том, что Позднышев именно пациент, не герой, сомнений быть не может.

Актер демонстрирует какой-то особый класс игры — холодную страсть небольшого, но упрямого ума и горячку поступков, ни тени симпатии к своему герою, но и ни грамма карикатурности, все страшно серьезно. Как тот врач, что сам себя оперировал, он бесстрашно препарирует мужские душевные изъяны.

Женщинам — Лизе (Наташа Швец) и ее сестре (Ксения Лаврова-Глинка) — режиссер дал право голоса, точно вывел из-под влияния и интерпретаций Позднышева. Замужество младшей представляется обеим поначалу увлекательным приключением. Но жизнь быстро, слишком быстро все расставляет по своим местам: короткая свадебная эйфория и быстрое осознание, что двое совершенно чужих друг другу людей оказались навеки связанными в разряженном воздухе пустоты. Тоскливую «мелодию» этой пустоты однажды прервет горестный, как у раненого хищника, звук тубы (оказывается, Михаил Пореченков учился играть на этом самом низком из медных инструменте). Бойтесь пустоты — это питательная среда для агрессии, поучает этот спектакль. Вот и Льву Толстому не дано было предугадать, как отзовется его слово через сто лет.