Имена

«Последние» станут первыми

Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Гастроли в Пензе начались с шикарного «трагического балагана» — «Последних» режиссера Адольфа Шапиро. За участие в этом спектакле исполнительница главной женской роли Ольга Яковлева была удостоена Государственной премии РФ, а Олег Табаков стал призером Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Пьеса «Последние» была написана Максимом Горьким в 1908 году. И почти сразу ее запретили в России, но с успехом играли в Германии. Два года назад «Табакерка» вновь отыграла «Последних» в Берлине, на русском языке, с Олегом Табаковым в главной роли.

Пензенские зрители шли на спектакль почти не дыша. Первыми на сцене появились артист МХТ им. Чехова Евгений Киндинов и легендарная актриса Москвы, любимица Анатолия Эфроса Ольга Яковлева. Софью Коломийцеву она играла с таким надрывом, что, казалось, умрет на сцене. Выступающий ее партнером Олег Табаков в роли Ивана Коломийцева, был полной противоположностью — легкомысленный весельчак, думающий только о своей персоне, примитивный до смешного, и жестокий в своем недомыслии. Такой контраст между главными героями делал все происходящее на сцене фантастически правдоподобным. А Евдокия Германова вкупе с молодыми актерами довела драматургию постановки до кипящей точки. В конце спектакля зрители буквально замерли в ожидании развязки — семья Коломийцевых разрушалась на глазах.

Извечный русский конфликт отцов и детей, усугубленный сложными отношениями между родителями, постоянной жизнью в долг, сделками с совестью, стремлением найти хоть какой-то выход, наверное, был близок большинству зрителей.

Хороши были молодые актеры в ролях детей Коломийцева, и просто бесподобна в роли няньки Федосьи Наталья Журавлева, которую Табаков пригласим специально в этот спектакль из «Ленкома». А музыкальные вкрапления ансамбля духовых инструментов военно-дирижерского факультета Московской консерватории добавили щемящую ноту в спектакль, сделав его совершенным.

«Последние» поставлен Адольфом Шапиро в 1995 году, и с самого первого показа зал переполнен. Не стал исключением и наш театр, наполненный публикой до предела.

Актерам долго аплодировали, долго не отпускали, словно оттягивая момент прощания. А чуть позже, в гардеробе, можно было наблюдать, как многие женщины кинулись звонить своим детям. После финальной сцены было по-настоящему страшно и хотелось убедиться, что еще не все потеряно?
Пресса
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.12.1997
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, 22.11.1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости