Имена

Как фантом всех одурачил

Юрий Крохин, Российская газета, 21.04.2007
Спустя год — или около того — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, его жена и дочь вспоминают, обсуждают и пересказывают странную, непостижимую историю приезда в город мифического ревизора. Как этот «фантом» всех одурачил? Почему никто из подчиненных и сотоварищей городничего не указал ему на сомнительность заезжего гастролера? И жена, Анна Андреевна, чуть голову не потеряла, а дочь так и вообще едва не вышла замуж…

Так приблизительно трактует гениальную комедию Гоголя народный артист России Сергей Юрский. Он поставил ее как режиссер на радио «Культура». Причем сыграл все до единой мужские роли! Лишь женские отдал жене Наталье Теняковой и дочери Дарье Юрской.

«В „Ревизоре“ я решился собрать в одну кучу все дурное в России, — писал Гоголь в „Авторской исповеди“, — какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Вечные пороки человеческой натуры в сочетании с неистощимой комичностью гоголевской словесной ткани и блистательной драматургией привлекли Сергея Юрского. Да и опыт «общения» с Гоголем имелся. На радио Сергей Юрьевич когда-то записал «Нос», во МХАТе поставил «Игроков».

 — Не знаю, сколько времени потребуется, чтобы «Ревизор» утратил свою злободневность, — говорит артист. — Но я прослушал несколько существующих записей «Ревизора», и мне показалось, что хорошие актеры в меру своего таланта пьесу раздраконивают. Происходит замутнение идеального звучания текста Николая Васильевича. Во имя цельности комедии рискнул сыграть ее в одиночку. Мой городничий, вспоминая Хлестакова, показывает идиотизм своих чиновников. Ведь Антон Антонович, по словам Гоголя, очень даже не глупый человек, хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, его каждое слово значительно.

 — Сколько времени потребовалось для создания радиоспектакля?

 — Идея возникла в августе, — говорит Сергей Юрьевич. — Пока велись переговоры, пока «Культура» раздумывала, сомневалась, наконец, решилась — прошло три месяца. Потом последовали три недели активной работы, к которой надо было подготовиться эмоционально. И еще три недели монтажа.

 — Вам впервые довелось выступать у микрофона семейным трио?

 — Нет. В спектакле, которым я горжусь, «Строитель Сольнес» Ибсена мы играли втроем, но участвовали и другие актеры. В радиоверсии «Стульев» Ионеско мы также играли вместе.

 — Музыку к «Ревизору» вы подбирали сами?

 — Музыки в спектакле мало. Работая с музыкальным редактором, я сразу предложил музыку Глинки «Руслан и Людмила». Смысл музыкального оформления — контраст. Нам хотелось удивить слушателей неожиданностями. «Руслан и Людмила», особенно увертюра к опере и ария Бояна, буквально дышит столицей, театром. А здесь — реальные события и глухая провинция. Радиослушатель словно сидит в зале, видит, как открывается занавес, разыгрывается эта кошмарная история. 

Слушайте премьеру спектакля «Ревизор» на радио «Культура» (91,6 FM) с понедельника по пятницу (23-27 апреля) в 16 часов. В субботу, 28 апреля, в 11.00 прозвучит полная версия спектакля.
Пресса
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
Сергей Юрский – неистовый в искусстве и в жизни, Павел Подкладов, Ревизор.ру, 16.03.2020
Маэстро играет на волне, Алла Алешина, Новая газета, 26.04.2007
Праздник театральности, Юрий Крохин, Известия, 24.04.2007
Как фантом всех одурачил, Юрий Крохин, Российская газета, 21.04.2007
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002