Имена

Роман Козак о Шекспире В и витамине Т

Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
- В последнее время все ваши интервью посвящены Театру им. Пушкина, которым Вы руководите. Я же хочу вспомнить дела давно минувших дней, Вашу работу в студии «Человек» и, в частности, легендарный спектакль «Маяковский». Что это было и как это было?
 — Тогда раскрылись мои глаза на мир, на профессию, на самого себя. Наверное, с этой роли я ощутил, что могу претендовать на то, чтобы называться артистом. Это произошло не только благодаря Маяковскому. Он стал лишь поводом. Главной виновницей была Людмила Рошкован, которая руководила в Институте Связи театром-студией «Человек». Я был студентом этого института, занимался исключительно физикой и об актерстве не помышлял. В студию меня приняли, хотя и не без скепсиса, потому что я читал какие-то юморески.
В студии я был счастлив даже тогда, когда изображал в массовке бойца с винтовкой. Через некоторое время Рошкован предложила мне роль Маяковского. И начался совершенно другой этап в моей жизни. Я примеривал на себя не жизнь Маяковского, а энергетику этого любящего сердца. Этот спектакль был о любви, хотя речь шла и о стране, и о сомнениях поэта в коммунизме. С первых шагов по «планете Театр» мне дали понять что театр — это сердечное дело. Мне в этом смысле повезло, потому что многие доходят до этого очень поздно. А некоторые вообще не доходят.
 — После этой роли Вы окончательно решили стать артистом?
 — Да, проучившись три года на связиста, я бросил институт и поступил в Школу-студию МХАТ, на курс к Олегу Ефремову. В его команде были очень сильные педагоги, такие как Алла Покровская и Андрей Мягков. Учась там, я продолжал работать в студии «Человек» и прожил с нею все перипетии ее непростой жизни.
 — Но все же Вы не станете отрицать, что с самых ранних шагов в режиссуре у вас появилась страсть к необычной, острой форме, абсурдистской драматургии. Не МХАТ же вас этому научил?
 — Наверное, это оттого, что у меня голова не очень нормальная? Учили меня одному, а высекается другое. Я привык ученье воспринимать так: учить следует не тому, что должно получаться в результате, а тому, чего еще не знаешь.
Действительность наша резка, абсурдна, остра, алогична. Живем не по правилам. И в этом трагикомичность. Скорее даже — трагифарс. Поэтому и драматургия, которая отражает жизнь таковой, становится актуальной. Но в последнее время я прихожу к выводу, что важнее всего — человеческое переживание, боль, которая высекается драматургией.
 — Как формируется режиссерское мировоззрение? Это — сумма накопленных знаний или нечто, не зависящее о тебя, как походка, например?
 — Это хорошее сравнение — походка. Нет людей, ходящих одинаково. А режиссера, на самом деле, формирует его личная жизнь: друзья, актеры, женщины. У режиссера в отличие от художника или музыканта нет других инструментов, кроме собственных нервов и биографии. Ну и, конечно, необходимы и кое-какие основополагающие знания. 
Тот, кто сидит в подвале и «точит свой камень», рано или поздно его выточит. Рано или поздно мы о нем узнаем и захотим посмотреть этот камушек. Но это при условии, если у «точильщика» есть два необходимых качества: витамин Т, то есть талант, и художественный смысл того, что он делает. Можно ведь точить свой камень всю жизнь и наслаждаться самим собой?
 — Почему Вы занялись пьесой Шекспира «Ромео и Джульетта»?
 — Это будет мой первый спектакль на основной сцене пушкинского театра в «сане» художественного руководителя. Там сыграют главные роли третьекурсники из Школы-студии МХАТ: Александра Урсуляк, Сергей Лазарев, Александр Матросов и другие. Шекспир написал историю, которая происходит почти с детьми. И я взял на главные «детские» роли совсем молоденьких и, думаю, уникальных ребят. Очень хочется, чтобы уже сейчас они стали звездами. И чтобы театральная Москва почувствовала их талант и энергетику. Лучше этой пьесы ничего нет. И нет ничего лучше и интересней Шекспира. Все остальное в жизни и театре каким-то образом «вытекает» из 37-ми пьес Шекспира, так или иначе повторяет их сюжеты, замыслы, жанры. Чем больше погружаешься в этого автора, тем острее понимаешь, что Шекспир «занесен из космоса». Нечеловеческое знание людей и театра? Думаешь, думаешь, что такое любовь. И ничего не можешь придумать — кроме того, что есть в «Ромео и Джульетте».
Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001