Имена

Марина Голуб: «Порой своих зрителей я люблю и ненавижу одновременно»

Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Актриса Марина Голуб для многих зрителей стала воплощением комедийной и острой характерности. Однако после роли королевы Гертруды в спектакле МХТ им. Чехова «Гамлет» она открылась с неожиданной стороны. Актриса рассказывает, что в театральном вузе ее готовили не только к мюзиклам, но и к серьезным драматическим ролям. Так что таких перевертышей восприятия своей индивидуальности она знала за свою карьеру немало. Актриса обещает, что в ближайшее время ее поклонников ждут сюрпризы — она готовится сыграть роли совсем новые и неожиданные, какую-то совсем другую часть женской судьбы. Она созрела для рассказа о метаниях и взлетах красивых надломленных женщин, ведь своих смешных и трогательных комедийных героинь она уже отыграла.
В своем интервью ведущая актриса МХТ рассказывает о том, как вложить свой жизненный опыт в роль, как важно извлечь уроки из чужих актерских ошибок, о том, что репутация для актера дороже денег.



- Насколько для вас значим Художественный театр?

 — Театр — это мой дом. Я очень долго к нему шла — 20 лет. У меня такое чувство, что я прошла все круги испытаний, круги ада и не ада, чтобы прийти в свой дом. Как будто раньше меня туда не пускали, а потом сказали: «Теперь можешь». Сюда надо приходить, когда ты чего-то достиг и ты достоин этой легендарной сцены. Надо очень работать над собой, чтобы понравиться этой сцене. Это театр, где работали актеры-легенды. Вам это покажется мистикой, но их флюиды витают и в портретном фойе и над сценой.

- Есть фотографии, к которым хочется подойти, с кем есть энергетический контакт?

 — Люблю смотреть на портрет Ольги Андровской, с ее лукавым взглядом. Со временем я разглядела в ней не только женское обаяние, искрометную легкость, но и силу характера. И Константин Сергеевич Станиславский на нас порой смотрит с критическим прищуром, мол, что же вы творите? Вообще для Художественного театра сейчас наступают хорошие времена. Олег Павлович Табаков собрал прекрасную труппу, он приглашает лучших режиссеров.

- Ваша фамилия стоит на афишах многих спектаклей МХТ. Такая нагрузка для вас не слишком тяжела? Например, вы играете два дня подряд такие диаметрально противоположные роли, как Дорина в «Тартюфе» и Гертруда в «Гамлете». Легко ли перестроиться от комедии к трагедии так быстро?

 — Вообще-то мои коллеги иногда удивляются такому совпадению. Уж они-то знают, как сложно перестроить актерский организм от буффонной комедии к высокой трагедии за одни сутки! Но что так выглядит актерское счастье — это точно. Две эти роли — это разные мои половинки. Они требуют от меня разной манеры существования. В «Тартюфе» я могу себя отпустить и дать волю эмоциям: я от этого кайфую. Роль Гертруды требует от меня такой предельной концентрации всех сил, и физических, и душевных, что я с самого утра коплю в себе энергию. Я прихожу на грим с большим запасом времени. Мне надо сделать себе грим именно самой. Этот процесс делания грима меня очень настраивает: я словно обживаю каждый квадратный сантиметр своего лица. Вот говорят «писаная красота», вот я ее пишу и рисую на своем лице. Для меня очень важно почувствовать себя красавицей, ведь королева Гертруда обладает такой магической красотой, что мужчины из-за нее ведут войны. В жизни я не такая феноменальная красавица, а можно сказать, интересная обаятельная женщина. А на сцене это моя актерская задача — сыграть красоту. Поэтому когда мне кто-то говорит, что я на сцене была невероятно красивой, то мне это как бальзам на душу. Значит, я добилась желаемого. Вообще очень хочется играть красивых женщин, с их надломами и красивыми чувствами. Я бы хотела открыть новый послужной список своих ролей. Сейчас для меня высоким классом стало сыграть Красоту. Хотя несколько лет назад для меня признаком высокого профессионализма было сыграть старую некрасивую женщину. Например, я с удовольствием играла ветхую старушку в спектакле Кирилла Серебренникова «Пластилин». Он сначала удивился: «Зачем тебе это?» Но тогда мне очень хотелось над собой поэкспериментировать в этом направлении. Вообще актриса не должна бояться преображений, быть некрасивой на сцене. В этом есть определенная смелость. Попробуйте предложить симпатичной актрисе сыграть пожилую даму — она будет махать руками: «Это не ко мне!»

- Ваша королева Гертруда одета со сдержанным шиком, неброско. Зрительницы это сразу чувствуют и невольно проникаются к ней симпатией. Признайтесь, ведь, наверное, вам в душе хотелось покрасоваться в роскошных нарядах, посверкать в лучах софитов драгоценностями?

 — Поначалу мне хотелось видеть больше роскоши в ее облике. На репетициях я смотрела на режиссера Юрия Бутусова молящими глазами: «Ну, хоть немного блеска на шее и в ушах!». Он нехотя согласился на серьги. Позже я оценила его «скупость» по достоинству, когда лучше поняла его замысел: показать короля и королеву как очень богатых людей, для которых деньги не главное. Ведь если богатый человек умен, он одевается очень скромно, и вовсе не потому, что стесняется своих неограниченных возможностей, а потому что его чувство стиля иное, чем у кичливого помпезного нувориша. И я благодарна режиссеру за эту внешнюю деталь облика, которая оказалась очень емкой по смыслу пьесы и помогла мне лучше почувствовать мою героиню.

- Актрисе важно вложить в роль свой жизненный опыт?

 — Что-то похожее на метания Гертруды пережила и я. Те же сложности взаимоотношений со взрослой дочерью. Хотя у меня чудесная дочь, мой близкий друг, человек редкой душевности. Но и она страшно ревновала меня, когда я влюбилась и мне «снесло голову». Счастливый человек эгоистичен — Шекспир абсолютно точно это описал. Конечно, в реальной жизни я действовала по-другому, чем моя Гертруда. Моя героиня потеряла стыд, рассудок, забыла все, даже свою привязанность к сыну. До ее сознания не доходят даже обстоятельства смерти мужа. Она переживает сильную любовь. И ее чувства тем острее, чем сильнее предчувствие старости, которая наступает внезапно, как расплата. На сцене я показываю этот зигзаг ее жизни: еще вчера цветущая женщина — сегодня старушка с болезнью Паркинсона. Конечно, мне хотелось оправдать свою героиню: она так отчаянно цепляется за свою любовь, потому что она жива, пока любит и любима. В ней и жизнь и любовь иссякают одновременно. Конечно, мне пригодился мой личный опыт, однако это не самое важное условие для успешной работы. Порой ты будоражишь свою интуицию, и она подсказывает тебе многое.

- Ваша роль решена очень сильными, но лаконичными средствами, что, в свою очередь, требует очень тонкого талантливого зрителя. Как обстоит дело с этим?

 — Таких зрителей действительно немного. Играя в «Гамлете», мы, актеры, особенно остро это чувствуем. В спектакле заняты такие замечательные актеры, как Михаил Пореченков, Константин Хабенский. И в зал приходит много юных фанаток, которые ждут гэгов, шуток, экшена. Зритель хочет смеяться порой в самых неподходящих местах, где трагическая история должна достигать апогея. Это порой так изматывает нас! Мы вынуждены порой переламывать ожидания зала. Зато когда на поклонах видишь, как притихшие фанатки, эти «сырихи», сидят с посерьезневшими лицами, — это дорогого стоит. Хотя два часа назад я готова была их просто убить! Так что, порой своих зрителей я люблю и ненавижу одновременно.

- Марина, вы шесть лет работали в Театре миниатюр Аркадия Райкина, который сейчас называется «Сатирикон». Какой опыт вы вынесли оттуда?

 — Константин Райкин научил меня отношению к труду, к роли. Он же немыслимый трудоголик. И если поначалу во мне было какое-то каботинство, звездная болезнь, то он это сбил с меня. К сожалению, я ушла из театра, так как не сумела вовремя обойти острые углы, пойти на компромисс. А надо было быть гибче. Тогда вообще театр переживал сложный период, это было после смерти Аркадия Райкина, это был целый гордиев узел проблем. Лишь позже поняла: этот уход отбросил меня в развитии на несколько лет назад. Это была моя большая ошибка. На исправление ситуации ушли годы, за это время я пересмотрела свое отношение к себе, к работе, к коллективу.

- Вы признались в одном из интервью, что актерская судьба вашей мамы, талантливой актрисы, не сложилась. Ее трудности вас чему-то научили?

 — Очевидно, так уж устроен человек, что ему трудно бывает сделать вывод из чужих ошибок, он должен и сам набить себе шишки. Моя мама Людмила Голуб блистала в Театре им. Гоголя, потом ушла на эстраду. Она была невероятного, какого-то головокружительного обаяния актриса. Мне до сих пор говорят: какая у тебя была талантливая мама! Но у нее был сложный бескомпромиссный характер, и она всегда говорила коллегам в лицо то, что думает. Это мешало ее карьере. Например, она пошла на принцип, что не будет давать деньги на свою раскрутку на телевидении, хотя актеры всегда платили за это. Потом из-за козней конкурентов ее не выпустили на сцену на конкурсе артистов эстрады. Это была настоящая драма! Если бы она тогда выступила, то стала бы звездой. Ее во многом трагическая судьба повлияла на меня. Меня отрезвила перспектива повторить судьбу моей мамы. Я поняла, что надо быть мягче, лояльнее, гибче. Но поначалу я действовала, как она, поэтому и ушла от Кости Райкина. В нашем деле ошибка бывает подобна смерти. Поэтому мы вместе с моим мужем актером Анатолием Белым на семейном совете обсуждаем каждый наш шаг. Это по молодости можно было набивать шишки, приобретая опыт. Для нас, зрелых актеров, высока конкуренция, и время очень спрессовано. Многое надо успеть, например, ухватить те роли, которые с возрастом станут недоступными. Толик порой не выдерживает моего максимализма: «Ты не даешь мне права на ошибку никогда!». Иногда предложение по финансам так заманчиво, что невольно хочется согласиться. Но интуиция подсказывает: после этого шоколада мы не отмоемся! Для нас репутация дороже.

- Ваша семейная пара с актером Анатолием Белым давно привлекает внимание прессы. В чем феномен творческой семейной пары?

 — Говорят, у каждой семьи есть свой, изначально заложенный, сценарий отношений. Когда у меня взлет, моего супруга ждет полоса неудач. И наоборот: когда у Толика начинает подниматься планка, интуиция подсказывает мне — жди испытаний. Наша семья — какой-то сообщающийся сосуд! Наверное, так и должно быть: какая-то энергия аккумулируется во мне, я передаю ее мужу, потом он мне.

- Вы часто открыто восхищаетесь работой своего мужа?

 — Я говорю ему, что он - гений! Актеру важно, чтобы ему это сказали. Я к себе как к актрисе отношусь менее серьезно, чем к нему. Он удивительно талантливый актер, с редкостными профессиональными качествами.
Пресса
Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017
Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 8.12.2017
Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017
«Для меня зажим — это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001