Имена

Умер самый сценный художник

Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Эта весть потрясла театральный мир, видавший на своем веку разные потери. Но эта, пожалуй, самая огромная и тяжелая за последнее время. Ушел из жизни величайший художник сцены, Давид Боровский. Ушел внезапно, находясь на другом конце земли — в Колумбии. Точно не хотел нас расстраивать своей смертью, случись она рядом.

Достаточно произнести фамилию Боровский и можно уже не продолжать объяснять, кто он, зачем и почему. Давид — худой, аскетичный, с рельефным лысым черепом? Давид — художник, который звучит всегда на равных с режиссером. А иногда и превосходит его. Давид — тот, кто перевернул представление о декорации, оформлении спектакля и доказал, что и сценограф может решить судьбу спектакля.

Пятьдесят лет назад Боровский коричневой краской на белом пишет слово «Современник», и эта простая, без вычурности надпись остается в истории — на здании театра, на афишах? С 1968 года строит Таганку вместе с Юрием Любимовым. Его декорации — знак выдающихся спектаклей мастера. «Деревянные кони», «Живой», «А зори здесь тихие». На сцену он выставляет всего-навсего неказистый грузовичок из наспех сколоченных досок, и этот самый грузовичок «работает» лесом, укрытием, ротой солдат — одним словом, всем, что было на войне. И какие-то обычные деревяшки, с грохотом падающие на сцену в разных комбинациях, несут невероятный эмоциональный заряд. За ними встает судьба людей, страны. А занавес в «Гамлете»! Этот живой персонаж, связанный из суровой тяжелой пряжи.

Он был велик, и с ним работали только великие. Оформил более 150 спектаклей в разных странах, работал с Товстоноговым, Эфросом, Ефремовым, Волчек, Табаковым. Два последних своих спектакля Давид сделал с Львом Додиным — тихий и пугающий пейзаж в «Дяде Ване» и «Король Лир» с шестью крест-накрест заклеенными окнами, будто в ожидании налета. И при всем своем величии он был очень прост, скромен и даже застенчив. 

Так, видимо, было суждено, что последняя выставка выдающегося художника открылась в Боготе. Вернисаж был намечен на 1 апреля. «Несерьезный какой-то день», — грустно заметил мастер, хотя доподлинно было известно, что суперответственный Давид самым серьезным образом отнесся к этой дате. В Боготу он прилетел за несколько дней до вернисажа в сопровождении сына Саши, главного художника «Табакерки». Все дни Боровские проводили в выставочном павильоне — готовились к вернисажу. Давид Львович очень волновался.

На белых стенах — ни единого яркого пятна, ни одной картины или афиши. Просто надпись черным по белому на испанском: «Давид Боровский — Россия». Все внимание — к макетам. На выставке их 11 — миниатюрных сценических пространств, воспроизводящих лучшие спектакли мастера: «Плаха» в «Современнике», «Иванов» во МХАТе, «Игрок» в Большом, «В. В. Высоцкий» на Таганке?

 — Надо же, колумбийцы ходят на мою выставку и просят автографы, — искренне удивлялся он. Было видно, что уже успокоился, шутил, рассказывал истории из театральной жизни. Ничто не предвещало беды. В компании с другими членами российской делегации Боровские ходили на спектакли. Пришел в совершеннейший восторг, посмотрев израильскую балетную труппу «Киббуц». «Какой цвет, какие декорации, точный, плотский спектакль». А потом вместе со всеми сидел в ресторане, ужинал, острил, смеялся. Одно беспокоило:

 — Каждый день звонят из «Современника», надо успеть на юбилей, к 15 апреля, — говорил он и просил поменять билет из Боготы с 17 апреля на более ранний срок. Билет поменяли на 9-е. Боровский был рад и, когда 4 апреля прощался с членами делегации, добавил: «До скорой встречи».

Но 17 часов спустя, когда самолет приземлился в «Шереметьево-2», по мобильному телефону из Боготы пришла тревожная весть: «У Давида Львовича обширный инфаркт. Его прооперировали, находится в клинике». Следующее сообщение обнадежило — наметилась положительная динамика, он пришел в сознание. Но днем 6 апреля печальная новость: «В три часа утра Боровский умер».

Это только сейчас, после беды, вспомнили, что у мастера было больное сердце. Несколько лет назад он перенес операцию шунтирования и должен был постоянно следить за своим здоровьем, чего, естественно, не делал.

К доставке тела в Москву сразу же подключился Михаил Швыдкой, московское правительство. День похорон пока назначить невозможно. Известно лишь место гражданской панихиды. Прощание с Давидом Боровским состоится в МХТ им. Чехова — так решил Олег Табаков.

Он был звездный человек, но свет его звезды никому раздражающе не бил в глаза, а лишь освещал дорогу. Дорогу в красивый причудливый мир без суеты, где все просто, ясно и честно. Так же, как и он сам, Давид Боровский. 
Пресса
Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998