«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Немного уважаемый шкаф

Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
«Мещане» — вещь, без сомнения, программная и для МХАТа, и для режиссера Кирилла Серебренникова. На премьерные поклоны внимательный к моде постановщик выбежал в черном однобортном костюме и ярких кроссовках Adidas. Примерно так же - как костюм с кроссовками — выглядят его «Мещане».

Эклектичность вообще свойственна Серебренникову, и это, как правило, далеко не лучшее свойство его постановок. В «Мещанах», разумеется, многое привычно: отменные эпизоды запросто соседствуют с какой-нибудь дикой цыганщиной или с кустарным символизмом — вроде массовки сгорбленных старушек в черном, зловеще-хлопотливо снующих по сцене в тревожные моменты. В общем, чувствуется, что режиссер принял близко к сердцу максиму из «Гламорамы» Брета Истона Эллиса: «Лучший стиль — это отсутствие стиля». Впрочем, творчески переосмыслив эту прогрессивную идею.

Серебренникову, конечно, не откажешь в напоре — главном рыночном качестве новой режиссуры. Привлечь внимание, найти хороший рекламный ход, наконец, грамотно упаковать товар — да, это он умеет. «Мещане», например, сделаны с четким пониманием задач. Важно, что в этом понимании сегодняшний МХАТ и режиссер Серебренников совпадают. И задачи выполнены.

В свежем интервью журналу «Афиша» Серебренников вполне справедливо жаловался на клише «молодой режиссер»: мол, если на сцене свечи горят и стихи читают, значит, режиссер зрелый, а если условность и формализм — значит, молодой еще.

«Мещане», собственно, — ответ на эти зрительские штампы. Весь фокус спектакля в том, что в нем есть и богу свечка, и черту кочерга — и такой театр, и другой, и традиционный, и новый. Буквально: вот вам МХАТ, а вот — прямо на той же сцене — «молодежный» Центр драматургии и режиссуры. Соединение вполне актуальное — вспомним кроссовки с костюмом. И пьеса-то какая подходящая: конфликт поколений,"мещанский «Король Лир» (как давным-давно назвали критики горьковскую драму) — ну разве это не прелесть?

Старика Бессеменова, который из последних сил держится за прежний порядок, играет Андрей Мягков — играет, конечно, по-настоящему, с чувством, в лучших традициях мхатовской школы. Эта роль — умный и точный выбор, после которого режиссер, в принципе, может отойти в сторону и заняться молодыми: опытный актер все сделает сам и по-своему, а именно это от него и требуется. Еще из «старого» театра — жена Бессеменова (Алла Покровская из «Современника»), птичник Перчихин (Владимир Краснов) и пьяница Тетерев — огромный, фактурный Дмитрий Назаров, пришедший во МХАТ из Театра Армии: вот настоящий Актер Актерыч с широким жестом и зычным басом — в этом качестве Назаров в «Мещанах» совершенно на своем месте и явно наслаждается ролью.

Из Центра драматургии и режиссуры в спектакле формально участвуют только Владимир Панков и его «Пан-квартет», отвечающие за музыкальное оформление. Но часть мхатовских актеров, играющих младшее поколение, успешно усвоила ироничную манеру, хорошо знакомую завсегдатаям центра. Настолько успешно, что в нескольких вполне драматических эпизодах публика в зале понимающе хихикает: понятно же, мол, про что мы тут с вами ведем разговор. Пожалуй, понятно даже слишком.

Современность Серебренникова ведь не только в том, что он микширует старый театр с новым и вообще все со всем. Она еще и в том, что «Мещане» Горького были, грубо говоря, «про жизнь», а у Серебренникова про театр, и только. Кому, в самом деле, нужен сегодня революционный задор пролетария Нила (Алексей Кравченко) — приемного сына и главного антагониста мещанина Бессеменова? Кому нужен вообще конфликт идеологий, образа жизни и т. д.? Может, кому-нибудь и нужен, и даже наверняка, но Серебренников-то твердо знает, что главный предмет рефлексии современного искусства — само искусство. И для него серьезность Андрея Мягкова, которая в этом спектакле дорогого стоит, все-таки по большому счету такой же знак, как многоуважаемый шкаф и старый диван, поставленные не в соответствующем интерьере, а посреди почти пустой сцены рядом с гимнастической перекладиной.

С другими актерами, конечно, тоже можно придумывать разные забавные фокусы: предложить, например, роль старухи-кухарки Степаниды молодой актрисе Марии Зориной. А роль несчастной дочери Бессеменова Татьяны, которая травится нашатырным спиртом от неразделенной любви, — статной красавице Кристине Бабушкиной. Да, все это мило, но вряд ли более того.

Такого рода игра может быть занимательной, может быть натужной и скучной (в «Мещанах» есть и то и другое), но в любом случае она предсказуема. Прием ясен, так зачем же четыре часа-то смотреть? А «Мещане» во МХАТе долгие. 
Пресса
5 спектаклей Кирилла Серебренникова о России, Алексей Киселев , teatrall.ru, 16.09.2015
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004