Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Сложная конструкция

Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Три с половиной часа, даже чуть дольше идет в «Мастерской Петра Фоменко» новый спектакль. Фантазию Бернарда Шоу, долгое время проходившую по ведомству сочинений обличительных и антивоенных, плюс показывающих полное разложение буржуазной морали накануне мировой войны, в «Мастерской…» поставил Евгений Каменькович. Главный художник театра Владимир Максимов в узких проходах маленького зала на Кутузовском умудрился выстроить сложную двухэтажную конструкцию с лифтом, лестницами, окнами в сад, качелями в саду и рушащимся в финале мостом. Хрупкость и неустойчивость жизни в первом действии «поддерживают» обильно рассыпанные перед домом бутылочные пробки: ноги разъезжаются, каждый шаг грозит падением наземь. Открывая очередную бутылку или флягу, капитан Шотовер (Карэн Бадалов) не задумываясь сплевывает пробку, добавляя неустойчивости в и без того «раскачанный» мир. Сравнение с кораблем подчеркивает атлетически сложенная фигура, когда-то украшавшая нос морского судна под названием “Dauntless” («Неустрашимый»). Если верить героям пьесы, именно так выглядел Гастингс Эттеруорд, муж Ариадны Эттеруорд (Полина Кутепова) — остается верить на слово, так как на сцене он не появляется. Судя по тут и там мелькающим надписям, в спектакле весь дом сложен из остатков этого самого корабля.

«Дом, где разбиваются сердца» интересно смотреть, отмечая связи этой новой работы «Мастерской…» с прежними. Чувствуется опыт общения с Оскаром Уайльдом, которого ставил тот же Каменькович, — острые афоризмы летят, как стрелы. Почувствовать самому и дать почувствовать другому упругость слова так же важно, как и поиграть мускулами на виду у менее счастливого соперника. Флиртуют все, но не все удачливы в искусстве обольщения. 

Капитан Шотовер как бы наследует старику Болконскому, которого Карэн Бадалов играет в «Войне и мире» Петра Фоменко: в слабеющем теле — желание жить полной жизнью и участвовать во всем. Впрочем, у Шотовера слабость — несколько наигранная, как наиграны, сочинены и все страсти, которые бродят и сотрясают воздух в доме, где разбиваются сердца.

Все, что происходит в этом доме (и то, что играют актеры), так и тянет назвать — сложносочиненным. Правда же: почти невозможно найти сегодняшнего автора, которому взбредет в голову выстраивать такую многофигурную композицию. 10 безумных героев плюс еще один, которого называют, но который так и не появляется, — все немного сочиняют и перегибают палку, плюсуя собственные переживания. При этом каждый борется за право быть собой, из-за этого, в сущности, все местные драчки.

Тем не менее автору, а следом за ним режиссеру удается их необузданность держать под неусыпным контролем. Все сходится: в финале мир рушится на глазах. Что и требовалось доказать.

«Содержать душу гораздо дороже, чем автомобиль» — очередной парадокс от Бернарда Шоу. Впрочем, парадоксальны и экстравагантны в этом доме все, включая служанку, вывезенную с того самого Занзибара, где, если верить капитану, когда-то он продался черту. Но верить ему не надо (поскольку, учит Шоу, верить не надо никому): ведь самое святое, что есть в этом доме, седьмая степень созерцания Шотовера — всего лишь ром, пары которого окончательно «просветляют» разум.

Каменькович с какою-то чрезвычайной деликатностью и ловкостью знаменитую легкость игры, этакую воздушность «фоменок» сочетал с игривостью Шоу, у которого безмятежный треп на свежем воздухе, теннис и качели происходят в пяти минутах ходьбы от мировой катастрофы. Но ее не замечают, отдавшись целиком курортно-колониальной, то есть несколько игрушечной, кукольной жизни. Гектор Хешебай (Илья Любимов) делит Ариадну с Рэндлом Эттеруордом (Павел Баршак).

Хороши в этом спектакле практически все, но особенно — женский дуэт. Ариадна — Полина Кутепова — большая удача актрисы и спектакля вообще, и Наталия Курдюбова — Гесиона Хешебай — две сирены этого дома, голоса которых и волосы («Настоящего цвета!» — восхищаются все до тех пор, пока красавицы не освобождаются от доброй половины этой своей красоты) сводят с ума всех без исключения. И - разбивают сердца.

Остается одно — кричать, выкликать виноватых, как это делает отец Элли Дэн (Томас Моцкус): «Демократы! Свободомыслящие!»
Пресса
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Без верхушек, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.09.2004
Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.09.2004
Условие Клеопатры, Елена Левинская, Театр, № 4, 10.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, Российские вести, 23.05.2001
Начало романа. Сцены…, Вера Максимова, Век, 16.03.2001
Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, Экран и сцена, № 11 (581), 03.2001
Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, Культура, 22.02.2001
Не до конца, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.02.2001
Соткано с любовью, Ирина Корнеева, Время МН, 20.02.2001
Биография камня, реки, человека, Марина Тимашева, Первое сентября, 23.09.2000
Сельская сага Петра Фоменко, Любовь Лебедина, Труд, 13.07.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000