Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Один день из жизни русских эмигрантов

Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
Режиссер Константин Богомолов выпустил новый спектакль. Для постановки в МХТ им. А. П. Чехова он выбрал пьесу Владимира Набокова «Событие».

Набоков писал «Событие» в 1938-м, когда нацизм набирал обороты. Через каких-то два года после публикации пьесы в парижском журнале «Русские записки» писатель с семьей эмигрировал из Франции в Америку, спасаясь от коричневой чумы.

Для Богомолова исторический контекст «События» важен в первую очередь. Несмотря на то, что на дворе 1937 год, герои мхатовской постановки живут в замкнутом мирке своих страстей, не замечая, как стремительно меняется мир. 

Семья русских эмигрантов — художник Трощейкин (приглашенный на эту роль из Ленкома Сергей Чонишвили) и его супруга Любовь (Марина Зудина) прозябает в провинциальном немецком городе. Они вяло изменяют друг другу, стараясь лишний раз не вспоминать про смерть ребенка и про крайне неприятный случай, который произошел с ними шесть лет назад. Бывший возлюбленный жены пытался застрелить обоих, за что был осужден. Своим названием пьеса обязана внезапному известию — злополучный неудачник-убийца досрочно освобожден и находится в городе.

Опасаясь мести, герои проводят сумасшедший день, во время которого успевают подвести неутешительные итоги своей жизни. Она, как водится в русских пьесах, оказывается проигранной.

За мнимой простотой сюжета скрываются сложные смыслы. В который раз Богомолов исследует механизм разрушения, разложения, возникающий в обществе, как болезнь. В петербургском спектакле «Лир», например, он на все лады обыгрывал образ раковой опухоли, символизирующей тоталитаризм. В прологе «События» обращается к немецкой довоенной хронике.

На сцену проецируются архивные кадры: солнечный день, праздничное шествие, танцевальная площадка с счастливыми парочками, пышущие здоровьем девушки-бегуньи — идиллическая картинка, на которую смотришь с содроганием: весь этот праздник жизни разворачивается под фашистскими знаменами, а улыбчивые герои носят повязки со свастикой.

Гости, приходящие в дом Трощейкиных, благодаря страшному гриму напоминают героев картин Эдварда Мунка или Отто Дикса. Предчувствие беды подспудно возникает, и когда вслушиваешься в остроумные набоковские диалоги, и когда наблюдаешь за «негромкой» игрой Марины Зудиной, Игоря Верника, Наташи Швец и жемчужины спектакля — Александра Семчева, исполняющего роль матери главной героини, дамской писательницы Антонины Павловны. Но главным героем постановки становится тревожное ожидание, повисшее в воздухе. Вспоминаются праздные герои чеховских «Трех сестер», которым их скучная жизнь показалась бы раем в сравнении с предстоящей революцией.

С виду более строгий, чем «Лир», спектакль «Событие» — пример классического реалистического театра. Где бытовая подробность декорации — от мебели в стиле модерн до рамочек на стенах (художник — Лариса Ломакина) — лишь ширма, за которой прячется жутковатая театральная условность. Или истинная правда жизни.

Пресса
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018
В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Лариса Ломакина в проекте “Maskbook”, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Граница между светом и тьмой, Ксения Ларина, The New Times, 23.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Страшная история, Ксения Ларина, The New Times, 5.03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Много шума из ничего, Екатерина Рябова, Афиша, 18.10.2007
Криминальное чтиво Шекспира, Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007
Несколько дней без войны, Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007
Слоеный Шекспир, Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007
Любовь и милитаризм, Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007
На волне смуты, Татьяна Семашко, Политический журнал, 2.04.2007
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003