Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Любовь и милитаризм

Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007
Пока художественный руководитель Театра на Малой Бронной Леонид Трушкин ищет и не находит подходов к вверенной ему труппе, режиссеры приглашенные вполне успешно работают с отдельными ее представителями. Подчас тоже на компромиссной основе: в спектакле Константина Богомолова «Много шума из ничего» из 12 исполнителей — шестеро местных и шестеро приглашенных. Но половина — это все же лучше, чем ничего, как случилось в «Русском джокере» Трушкина. Впрочем, эту реплику в сторону, стоит развить чуть позже.

Новый спектакль Богомолова может составить замечательную дилогию с не столь давней здешней премьерой «Горячего сердца» Романа Самгина и тем самым весьма убедительно доказать успешность нынешнего сезона Театра на Малой Бронной, несмотря на все «руководящие» перипетии. И дело, конечно же, не в схожести режиссерских приемов столь разных и самостоятельных постановщиков, как Самгин и Богомолов. Просто налицо близость не столько даже творческих, сколько личностных посылов молодых режиссеров, что ведет к близости зрительского эмоционального послевкусия. 

Главный посыл в словесной формулировке, быть может, прозвучит банально, но истины при этом не утратит. Для Богомолова очень важно развернуть театр и Шекспира в нем лицом к нынешнему мироощущению, далекому от гармоничного совершенства. Наполнить современными ритмами, что скажется в языке, пластике и даже преломлении сюжетных ходов. Избавить от «костюмной» красивости, сантиментов и лирической умиротворенности, на смену которым идут жесткость, граничащая с жестокостью, и достаточно злой взгляд на мир, не лишенный, впрочем, саркастического ехидства, замешенного на самоиронии. Причем в данном случае под словом «театр» следует понимать не только процесс вообще, но и конкретно Театр на Малой Бронной, который этому процессу изрядно сопротивляется.

А потому вышеупомянутый «разворот» порой делается достаточно агрессивно, с толчками и пинками, без которых не обойтись.

Несколько лет назад, после первых спектаклей Богомолова в Театре имени Гоголя и в РАМТе, довелось повесить на начинающего постановщика ярлык «мальчика из хорошей семьи», обремененного двумя высшими образованиями и, как тогда казалось, ищущего элитарно-правильного и потому чуть скучноватого театра. С тех пор он перепробовал, пожалуй, все жанры и способы театрального существования и перемерил множество режиссерских масок, почти все из которых были ему к лицу и наделили определенным опытом. На сей раз — маска возмутителя театрального спокойствия, ограниченного, впрочем, территорией Бронной. На иных сценических просторах, где востребованы скандальные представители трэш-культуры, спектакль этот, быть может, не прозвучал бы столь вызывающе. Но полусонную Бронную он явно встряхнул.

Шекспировскую историю, сочиненную еще по остававшимся в употреблении образцам комедии дель арте, признающим абсолютную условность игры в отсутствие временных и географических примет, Константин Богомолов вместе с художницей Ларисой Ломакиной поместил в пространство более узнаваемое, близкое по жизненной эпохе, хотя и без жесткой конкретики. Пространство атмосферно-милитаристское, с хлопьями черной копоти под ногами, полуразрушенными стенами и уцелевшими зеркальными арками. Пространство межвоенного безвременья, когда одна битва позади, другая — впереди, а себя нужно чем-то занять в отсутствие настоящего мужского «дела». Где эти самые мужчины — отнюдь не галантные кавалеры, но брутальные солдафоны, да и дамы не грешат излишней чувствительностью. Где ренессансная самоценность человеческих чувств не имеет ровно никакого значения, поглощаясь глобальными военными игрищами.

Здесь дело вроде бы происходит в Италии, и даже наша старая песенка поется про «смуглянку-итальянку», но могло бы - в Испании, могло — в Германии той самой мрачной предфюреровской поры — с бодренькими немецкими маршами, в которые странным диссонансом порой вклинивается оперное бельканто. Впрочем, брутальный, но смешной зачин, где вернувшиеся из похода Бенедикт (Михаил Полицеймако) и Клавдио (Григорий Сиятвинда) начинают свою пикировку, перебрасываясь привычными остротами и с Беатриче (Анна Дубровская), очень быстро меняет свой регистр — на зловеще-тревожный, мрачный, пугающий. Причем делается это мгновенно и буквально одним движением глаз — артиста Сергея Перелыгина (Дон Педро). В этом взгляде безошибочно читается: а вот сейчас-то начнется совсем другое представление. Перелыгин же становится его провокатором, эмоциональным барометром и явным камертоном. Как это удается артисту, персонаж которого не наделен обилием выигрышных эпизодов, бог весть, но ведь глаз не оторвешь от этого Дона Педро, даже если он скромно стоит в углу и просто внимает речам других. 

Впрочем, спектакль этот сделан Богомоловым на эмоциональных и интонационных контрастах. Зловещее чередуется со смешным, мрачное с лирическим, точно так же, как прозаический перевод разбивают поэтические строки. Отвязный бал-маскарад сменяется голубовато-иллюзионистскими репризами Дона Хуана (Дмитрий Цурский) и Борачио (Андрей Беляев). Концертный выход стражников Кизила (Николай Каракаш) и Булавы (Анна Галинова) — «ужастиком» с отрыванием ушей и языка. Воскресшая из мертвых Геро (Дарья Грачева) с ведьминским хохотом уворачивается от пистолетных выстрелов обезумевшего Клавдио — Сиятвинды. А благородный отец Леонато (Владимир Ершов) вносит сюда же здоровый элемент традиционного психологизма.

Режиссерская смелость Константина Богомолова в этом спектакле и отдельные экстремистские постановочные приемы, исполненные без оглядки на «благопристойность» театральной ситуации Бронной, вызывают уважение. И все же до конца искупить «грехи режиссерской молодости» ему пока не удается. Они типичны и привычны: переизбыток средств, излишество мелких декоративных деталей, порой переходящих в категорию постановочного «мусора». Уметь вовремя остановиться и убрать за собой «игрушки», разбросанные по сцене в порыве режиссерского вдохновения, к тому же использованные ранее, — это приметы опыта и класса, более высокого в постановочной «табели о рангах», которого Богомолов уже вполне достоин. Не умозрительно-перспективно, но фактически.

Впрочем, это только в грамотных, но безжизненных спектаклях все правильно и гладко. Они и забываются из-за своей правильности через час. Последние же постановки Богомолова и Самгина в Театре на Малой Бронной — не из этой категории. И не только из-за весьма любопытной, неожиданной и личностно современной режиссуры. Но ведь и многострадальные актеры Театра на Малой Бронной, вынужденные то и дело «прогибаться» под очередного руководителя с собственными художественными пристрастиями, вышли здесь на иной качественный уровень. И опытные, вроде уже упоминавшихся Ершова или Перелыгина, и более молодые вернули себе интерес публики, а вместе с ним, наверное, и интерес к «своей жизни в искусстве», что сказалось в легкости и свободе игры. Быть может, все эти очевидные явления хоть как-то повлияют на дальнейшее развитие непростой театральной ситуации на Бронной?
Пресса
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018
В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Лариса Ломакина в проекте “Maskbook”, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Граница между светом и тьмой, Ксения Ларина, The New Times, 23.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Страшная история, Ксения Ларина, The New Times, 5.03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Много шума из ничего, Екатерина Рябова, Афиша, 18.10.2007
Криминальное чтиво Шекспира, Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007
Несколько дней без войны, Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007
Слоеный Шекспир, Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007
Любовь и милитаризм, Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007
На волне смуты, Татьяна Семашко, Политический журнал, 2.04.2007
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003