Режиссеры

Кому нужен Троянский конь?

Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Собственно, если верить Гришковцу, он был только зачинщиком всей этой истории. То есть он задумал сделать спектакль, текст для которого напишут, а точнее, наговорят сами актеры на репетициях. Если все так и происходило, то всем им пора переквалифицироваться в драматурги, потому что получившаяся пьеса вполне тянет на пятерку с плюсом. В этом можно убедиться, посмотрев спектакль «Осада» на Малой сцене МХАТ им. Чехова.
Перед нами жесткий и одновременно очень теплый, с юмором, рассказ о войне, озвученный живой музыкой. Построен рассказ не по классической сюжетной схеме: завязка-кульминация-развязка. Это размышления о войнах вообще. И прежде всего о том, что кем бы и когда бы они ни велись, суть их всегда одна: подвиг, страх и кровь. В эти размышления очень остроумно вплетены истории о Сизифе, об авгиевых конюшнях, о троянском коне, об ахиллесовой пяте, строчки из песни про надежду и вечный спор разума и ума. Самое интересное: слова о том, что надо верить в силу разума, Гришковец со товарищи вкладывают в уста сильного Ахилла.
Все это не значит, что «Осада» — это только погружение в глубины древнегреческой мифологии. Тут все вполне современно. Ветеран (Сергей Угрюмов, Виталий Хаев) лет 25-30 сидит перед городским, выросшим в тепличных условиях мальчиком (Павел Ващилин, Олег Соловьев) и рассказывает истории из личного военного опыта. Ну, привирает, приукрашивает, конечно, а как без этого?
 — Ты вообще как живешь-то? — по-отечески интересует ветеран.
 — Да нормально, — пожимает юноша плечами.
 — Нармя-а-альна? — зло корчится ветеран. — Зря я, наверное, с конем-то этим. Мы с ребятами его строили, лезли в него, и все это для вот этого твоего «нармя-альна»?
Так, слово за слово, и обычный треп выруливает на философскую мысль о бессмысленности кровопролитий: дескать, за что сражаться-то?
Кроме ветерана и юноши есть еще первый воин (Андрей Смоляков, Игорь Золотовицкий) — по всему главный, второй (Эдуард Чекмазов, Валерий Трошин) — преданный исполнитель его приказов, и третий (Александр Усов) — интеллигентный товарищ, которого вообще непонятно каким ветром на эту войну занесло. Трио — добрая метафоричная иллюстрация к тому, что происходит в сражениях и между ними: люди убивают, гибнут сами и мечтают о том, что они будут делать, когда война закончится.
Под стать этому литературно-театральному опусу и оформление спектакля (художник — Лариса Ломакина). Все вместе декорации напоминают то ли античный корабль, то ли деревенскую избу — самое место для разговоров «за жизнь». Пол усыпан мелко порванной бумагой, и непонятно — то ли это листья, то ли пепел. Посреди установлена невысокая платформа, деревянная по краям и мягкая в середине, так что ноги героев вязнут, как в болоте.
Еще несколько интересных моментов. Во-первых, актерских составов в спектакле несколько. И не факт, что текст, который произносит один актер, будет полностью совпадать с текстом другого, играющего с ним в очередь. Во-вторых, раньше Евгений Гришковец был главным действующим лицом всех своих спектаклей. «Осада» — первое его творение, которое будет жить и без создателя. Сказать, что этот эксперимент удался, значит ничего не сказать.