Режиссеры

Максим Горький — хит сезона

Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Когда стало известно, что Кирилл Серебренников затеял ставить в Художественном театре «Мещан» Горького, опытные театралы только выдохнули — «какая наглость»! Одни с восхищением, а другие с осуждением. Не потому, что Олег Табаков пустил на большую сцену главного театра страны режиссера, до этого поставившего на малой сцене МХАТа только «Терроризм» братьев Пресняковых — спектакль жесткий и броский, но далекий от чинного спокойствия традиции. И не потому, что сам Серебренников нарушил им же данное пару лет назад обещание ставить только современную драматургию. Он так и говорил в интервью: «Режиссер должен быть привит от классических пьес, как от чумки». И не потому, что пьеса не нравится: кто же поднимет голос против Горького на сцене театра, который половину своей истории носил имя писателя (классика соцреализма здесь не ставили с конца 1980-х, после не слишком удавшихся «Варваров» Олега Ефремова).

Потому что все вздыхают: пьеса эта считается в театральной истории «закрытой». Не в том смысле, что ее не отпереть. А в том, что однажды уже так поставили, что больше сказать о ней нечего. В 1966 году Георгий Товстоногов поставил в Ленинграде «Мещан». И этот спектакль стал одним из главных свершений русского (а значит, и мирового) театра ХХ века. Гениальный трагикомический спектакль о распаде одной русской семьи с Евгением Лебедевым, Марией Призван-Соколовой, Кириллом Лавровым, Эммой Поповой, Николаем Трофимовым, Павлом Панковым, Владимиром Рецептером потом был снят на пленку и надолго поселился на телеэкранах. Он часто крутился по ящику в записи, но при этом почти четверть века игрался на сцене БДТ «живьем» — до тех пор, пока актеры не стали один за другим уходить из жизни.

Так что каким бы ни получился у Кирилла Серебренникова спектакль, сам факт появления (тем более не просто в каком-то, а в Художественном театре) «Мещан» — событие знаковое для театральной истории. Снятие негласного добровольного табу на постановку горьковской пьесы обозначает смену эпохи. Беспрекословные авторитеты великого советского театра заняли положенное им место в истории, на смену пришли люди, не зашибленные до полусмерти этой самой историей.

Собственно говоря, ведь и в самой пьесе Максима Горького, впервые поставленной в Художественном театре еще в 1902 году, речь идет о том, что время проходит, рушится жизненный уклад, о том, что близким людям разных поколений трудно ужиться под одной крышей. Сплошные скандалы в доме старшины малярного цеха Бессеменова, склоки, обиды, одна из дочерей даже травится. А все из-за того, что никак не могут решить, в жизни одна правда на всех и навсегда или же у каждого поколения — своя. За старшее поколение в новом спектакле отвечают Андрей Мягков, Алла Покровская, Владимир Краснов, за новое — Евгения Добровольская, Алексей Кравченко, Кристина Бабушкина.