Режиссеры | Уйти и не вернутьсяАртем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005 Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис никогда не страдал излишним оптимизмом, поэтому его обращение к «Рассказу о семи повешенных» Леонида Андреева выглядит вполне закономерным. В спектакле занято молодое поколение Театра п/р О. Табакова.Написанный в 1908 году «Рассказ о семи повешенных» на самом деле является небольшой повестью с делением на главы и основан на реальных событиях, связанных с покушением на министра юстиции Щегловитова. Две девушки и три молодых человека приговорены к смертной казни через повешенье как террористы, с ними вместе казнят еще двух убийц, и осознание близости смерти составляет основное содержание произведения. При чтении возникает ощущение, что перенести «Рассказ» на сцену невозможно. Темы заявлены серьезные и для сегодняшнего дня более чем злободневные: терроризм и смертная казнь. Но готовых ответов Андреев не дает, «что делать» и «кто виноват» он, похоже, и сам не знает, лишь противопоставляет пробуждающуюся с весенним рассветом природу чудовищному насилию, которое люди вершат друг над другом. Однако как все это показать в театре? Ученик Петра Наумовича Фоменко Миндаугас Карбаускис над экзистенциальными проблемами человеческого бытия задумывался и в «Долгом рождественском обеде» (Театр п/р О. Табакова), и в «Гедде Габлер» («Мастерская Петра Фоменко»), и в «Копенгагене» (МХТ им. А. П. Чехова). Зачем человек живет, а главное, зачем умирает выяснять и в самом деле имеет смысл (собственно, великие пьесы и спектакли ничему другому и не посвящены), но у Карбаускиса результат этих размышлений получается уж очень невеселый. На его фоне Альбер Камю прямо-таки жизнелюбом покажется! О работе над спектаклем рассказывает артист Дмитрий Куличков, запомнившийся театралам по роли Студзинского в «Белой гвардии» и Пети Трофимова в «Вишневом саде». Какое впечатление на вас произвел «Рассказ о семи повешенных»? Я был потрясен, когда его прочитал. Андреев проникает в самые тайные уголки сознания человека, показывает странную и страшную его раздвоенность. Сыграть на сцене это невозможно, да и диалогов в тексте очень мало, в основном это описания психологического состояния героев. Тем интереснее было узнать, как же Миндаугас собирается с этим материалом работать. Он написал практически оригинальную пьесу, исходя именно из возможностей театра кинорежиссер, к примеру, пошел бы совершенно иным путем. У нас не будет подробного, бытового воспроизведения событий, артисты, в том числе и я, исполняют по нескольку ролей, то сливаясь с героями, то устанавливая с ними дистанцию. Кроме того, не хотелось бы беспросветного мрака, все-таки это история не про смерть, а про жизнь. Здесь очень много опасных моментов, многое станет ясно только после премьеры, но, во всяком случае, у нас есть желание выделить в жестоком андреевском сюжете какую-то человечность, даже теплоту. Они там есть, только не лежат на поверхности. Как вы относитесь к своим героям? Прежде всего, пытаюсь их понять. Мне кажется, что и сам Андреев до конца не определился в своих оценках. Сегодня мы понимаем, что терроризм чудовищное зло. Но ведь эти молодые люди, которые только задумали совершить покушение на министра, они порождение этого общества, его реакция на болезненные процессы, происходящие в нем. Как можно их приравнивать к убийце и разбойнику? Но, с другой стороны, они тоже пытались убить? Однозначно расставить акценты здесь невозможно, возникает масса проблем морально-этического, нравственного характера, которые мы воспринимаем, учитывая опыт сегодняшнего дня, накопленный за те сто лет, которые прошли после написания «Рассказа». Почти у всех ваших героев присутствует внутренний надлом? Так ведь это самое интересное для артиста! Ведь именно надлом, нервозность, проявляющиеся в герое, позволяют сказать зрителю о том, что волнует тебя, о чем ты думаешь. Но это и очень сложно, требуется определенный настрой. Как вы настраиваетесь? Перед спектаклем я обязательно стараюсь пойти на сцену, «поздороваться» с декорацией. То же самое с костюмом. Нужно войти с этой материальной средой в контакт, ведь мир любого спектакля начинается именно с нее. И если этот мир тебя примет, все получится. Досье Дмитрий Куличков окончил Саратовскую Государственную консерваторию, затем Школу-студию МХАТ (курс Е. Каменьковича) и стал артистом Театра п/р О. Табакова. На московской сцене дебютировал в спектакле МХТ им. А. П. Чехова «Нули». В роли Студзинского («Белая гвардия» М. Булгакова, МХТ им. А. П. Чехова) показал аристократизм и острое ощущение социальных сломов, которые воспринимаются как личная трагедия. Работал с режиссерами Тадаси Сузуки, Адольфом Шапиро, Юрием Бутусовым, Генриэттой Яновской. |