Режиссеры

Пушкин всё?

Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Супруги Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская — это прекрасные дилетанты, без которых худо бы пришлось всему нашему профессиональному театру. Они существуют в стороне от театральных магистралей и, глядя на театр со стороны, любовно над ним подсмеиваются. Создав в свое время театр «Тень», они позволили себе роскошь быть совсем-совсем маленькими в тени большой культуры и большого стиля. Театр «Тень», полагают они, — это то же самое, что тень театра.

Эпельбаум и Краснопольская изобрели сказочную страну Лиликанию, где процветают искусства и крохотка-король самолично руководит Большим королевским лиликанским театром. Величественное здание этого театра вместе с труппой, зрителями и впечатляющей машинерией запросто умещается в квартире Майи и Ильи. Всех нас, больших и неуклюжих, лиликане зовут велипутами. Выступив посредником, театр «Тень» положил начало большой лиликано-велипутской дружбе. С тех пор самые известные велипуты Москвы и окрестностей, включая Анатолия Васильева, Тонино Гуэрра, Петра Фоменко, Сергея Юрского, Евгения Гришковца, стали поставщиками двора Его Величества: они с удовольствием поставляют лиликанскому театру оригинальные идеи. Проект, придуманный Майей и Ильей лет пять назад, так и назывался — «Музей театральных идей». Кое-какие из этих идей доросли до спектаклей (например, шуточный «Мизантроп» Анатолия Васильева или «Дождь после потопа» Тонино Гуэрра), а иным, казалось, так и суждено остаться на уровне черновиков, невоплощенных замыслов. Но, проявив упорство, Краснопольская и Эпельбаум решили все скопившееся бросить в один котел — глядишь, что-нибудь да сварится. Вот так и сварилось «Всё».

«Всё» — это самый велипутский спектакль театра «Тень». Лиликанам он, пожалуй, не понравится. Как объяснили нам когда-то Майя и Илья, жители этой благословенной страны совершенно не переносят длинных постановок, и продолжительность тамошнего спектакля никак не может превысить 20 минут. Но во «Всём» — все по-взрослому, все по-велипутски. В итоге спектакль растягивается чуть ли не на два часа.

Театр «Тень» постарался расставить все точки над «ё», чего за ним никогда не водилось. Не ограничиваясь конспективным пересказом остроумных идей, он решил для чего-то нарастить на них мясо, подробнейшим образом разжевать при помощи драматурга Сергея Коковкина. Получилось, увы, тяжеловесно и занудно.

За основу приняты два очаровательных черновика Петра Фоменко и Евгения Гришковца. Снятые на видео, Фоменко и Гришковец делятся с нами своими замыслами, каждый из которых имеет непосредственное отношение к Пушкину. Фоменко, по-детски радуясь, фантазирует, как он по приказу Фауста «все утопить» погубит кукольный «Титаник» в пушкинской «Сцене из Фауста». А Гришковец рассказывает про дуэль, на которой Пушкин убьет Дантеса, а потом, подойдя к рампе, растерянно спросит у лиликанской публики: а дальше-то что?

Элегантный вопрос Гришковца не требует ответа. Но все мы знаем, кто такой зануда: это человек, который на вопрос «как дела?» начинает подробнейшим образом рассказывать о своей жизни. Как раз в такой роли и выступил драматург Сергей Коковкин, решивший детально ответить на вопрос Гришковца «а дальше что?». Щеголяя переиначенными цитатами из всей русской литературы, что уже само по себе кажется пошлостью, Коковкин отправляет Пушкина сначала вслед за Гришкой Отрепьевым по направлению к литовской границе, потом во глубину сибирских руд, а потом — к Гоголю в Италию. Николай Васильевич, оказывается, был погребен заживо, но, выкарабкавшись из могилы, добрался-таки до Вечного города. О том, как каждый из них реализовал бы на сцене этот сюжет, нам рассказывают с экрана и Кама Гинкас, и Роман Виктюк, и Михаил Левитин. Всё и вся собраны в этом спектакле, включая таких замечательных людей, как поэт Лев Рубинштейн, актеры Валентин Гафт и Александр Леньков, Николай Чиндяйкин и Валерий Гаркалин. Пушкин и Гоголь, Чехов и Толстой — каждой твари по паре собралось на этом постмодернистском ковчеге, придуманном Ильей Эпельбаумом и Майей Краснопольской. Слишком тяжелый, слишком ответственный груз. Не выдержав такой нагрузки, «Титаник», как и было обещано, идет ко дну.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001