Режиссеры

«Старый новый год»

, 6.06.1973
На сцене Московского Художественного академического театра имени М. Горького состоялась премьера спектакля — комедии Михаила Рощина «Старый новый год». Руководитель постановки — народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Олег Ефремов, режиссеры-стажеры Олег Герасимов и Виктор Сергачев. После «Сталеваров» — спектакля, поставившего актуальные проблемы сегодняшнего дня и ярко показавшего людей созидательного труда, театр вновь обратился к современности и современникам. Но уже в ином жанре — комедии. Теперь театр повел со своими зрителями разговор об обывателях.

Главные персонажи комедии — Петр Себейкин и Петр Полуорлов — на первый взгляд диаметрально противоположны друг другу. Себейкина сжигает страсть накопительства — его новая квартира, как елка игрушками, обрастает предметами «современного быта» — телевизор, холодильник, рояль, модная люстра. «Когда все есть, тогда ты - человек», — вот его нехитрое жизненное кредо. Петр Полуорлов, напротив, ярый враг «мещанского накопительства». Обидевшись на весь белый свет, из-за неудач на научном поприще, он в сердцах выбрасывает из квартиры всю мебель. Так ему «свободнее». Но на самом деле свобода по Полуорлову — это свобода не от мебели, а от общественных дел, обязанностей, от профессионального и гражданского долга перед людьми.
Спектакль оригинален по композиции: действие идет как бы по двум параллелям, и лишь в финале Себейкин и Полуорлов встречаются и мгновенно определяют, что они — родственные души, а не только соседи по лестничной клетке. Спектакль отличает яркая комедийность. В этом немалая заслуга и актеров — Вячеслава Невинного, Александра Калягина, Евгения Евстигнеева, Ирины Мирошниченко, Виктора Петрова и других. Но, пожалуй, главное достоинство новой работы МХАТа в том, что спектакль вызывает серьезные размышления о месте человека в обществе, что он в сути своей публицистичен и доказывает, что жанр современной бытовой комедии дает возможность не только веселить зрителя, но и вызвать на спор, на разговор о серьезном и актуальном.
После премьеры корреспондент «Труда» Ю. Скворцов встретился с постановщиком «Старого нового года» главным режиссером МХАТа Олегом Николаевичем Ефремовым и попросил рассказать о работе над спектаклем.
 — «Старый новый год» — полукомедия. Такого определения жанра вообще-то не существует. И тем не менее правильнее всего наш спектакль назвать именно полукомедией.
В первой рецензии на спектакль, которая уже появилась, критик сравнил героев пьесы со знаменитым классическим обывателем Присыпкиным из «Клопа» Маяковского. Думаю, что такое сравнение возможно. Но наши персонажи в отличие от Присыпкина родились уже при Советской власти, прожили в новом обществе всю свою жизнь, и мы погрешили бы против правды, оказались бы необъективными, если бы не показали то, как наше общество воздействует, воспитывает людей, даже тех, в ком еще живуча мещанская философия. Кстати, отсюда и название спектакля: «Старый новый год» — то есть старое явление в новое время.
Поэтому и драматург, и режиссер, и актеры не ставили перед собой задачу убить смехом своих «героев». Мы сурово разоблачаем их вначале, но затем заставляем их самих познать себя, прийти к иным жизненным взглядам. И тут в спектакле сатира кончается и идет уже просто комедия. И хотя мы все не очень верим их покаянию, тенденция к выздоровлению все же ощущается довольно четко. Все это потребовало сложной стилистики спектакля. Во второе действие вошли чисто комедийные трюки: мы хотели, чтобы они вызывали уже не злой, а сочувственный смех зрителя, чтобы зал испытывал здесь к нашим «героям» хотя бы начало симпатии. 
 — Бытовая комедия — насколько она характерна, органична для МХАТа?
 — Думаю, что это прямое продолжение его традиции. Художественный театр всегда отличался пристальным вниманием к общественно важным проблемам. И всегда выносил их на суд зрителей в том жанре, в каком считал нужным, в том числе и в жанре бытовой комедии. «Старый новый год» — спектакль против бездуховности, индивидуализма, за тесное соединение личности и общества, за идеалы коллективизма.
Кстати сказать, привлечение в драматургию новых имен, молодых сил — это тоже традиция МХАТа. Драматургов, которым нет еще сорока лет, сегодня мало. Открывать, привлекать новых молодых авторов пьес — вопрос чуть ли не главный в драматургии и театральной режиссуре. Михаил Рощин — очень одаренный, самобытный драматург, его пьесы задают и театру, и режиссерам, и актерам новые задачи. И это прекрасно. Одаренным драматургом мы считаем и Вампилова, к великому сожалению, недавно трагически погибшего. Его пьеса «Утиная охота» сейчас репетируется во МХАТе вне плана группой энтузиастов. Новое имя на афише — это всегда событие в театральной жизни.
 — Хочу задать вам традиционный вопрос, связанный с тем, что в самой пьесе нет яркого противопоставления мещанам…
 — Понимаю, вы хотите спросить, кто же тогда у нас на сцене положительный герой? Наша сегодняшняя жизнь. Ведь именно она заставляет и Себейкина, и Полуорлова по-новому взглянуть на самих себя, не только подумать, но и произнести во всеуслышание: «Нет, надо менять свою жизнь!» И еще одно пояснение мне хотелось бы сделать. Кое-кто из зрителей наших, возможно, обидится на нас за то, что наши персонажи имеют точные и весьма реальные профессии: один собирает в артели детские куклы, другой работает над научной проблемой, так сказать, из области сантехники. Нет, мы не смеемся над этими профессиями, весьма и весьма нужными. Не работа сделала этих людей мещанами. Напротив, они извлекают из работы лишь свой мещанский интерес.
Хотя спектакль «Старый новый год» уже идет на сцене, мы не считаем его законченным. И работа над ним продолжается. Будут введены новые актеры, будут уточнены акценты. Иными словами, спектакль еще будет совершенствоваться.
Но, судя по реакции первых зрителей, «Старый новый год» принимают, в зале звучит смех, и это очень и очень радостно.

Ю. Скворцов