Режиссеры

Освоение кумира

Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения великого русского актера и режиссера Олега Николаевича Ефремова. Утром на его могилу будут возлагать цветы, фонд его имени днем проведет пресс-конференцию в Доме актера, вечером в Художественном театре имени Чехова состоится памятное действо. А театр «Современник» юбилей уже отметил, раньше всех. Память об Олеге Ефремове — столь ценный капитал, что «освоить» его хотят очень многие. Комментирует РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.

В прежние времена подобной самодеятельности, разумеется, не допустили бы власти. Адрес юбилейных торжеств был бы только один-единственный — тот, к которому знаменитый покойный был «приписан» последние годы своей жизни, откуда его проводили в последний путь. Разумеется, и без всяких указаний сверху МХАТ имени Чехова в Камергерском переулке сегодня вправе именно себя считать обителью ефремовского духа: в конце концов, именно здесь, на сцене театра, которым он руководил тридцать лет, еще идут последние из поставленных им спектаклей. Один из них, «Три сестры», поначалу предполагалось играть в юбилейный вечер на главной драматической сцене страны, а потом уже думали помянуть Ефремова более узким кругом, на малой сцене. В фойе МХАТа заранее открыли любопытную ефремовскую выставку. Но когда выяснилось, что и театр «Современник» устраивает собственный вечер, во МХАТе поняли, что скромными посиделками не обойтись и требуется полноценное поминальное мероприятие. 

Собственно, интриги никакой не было. Ведь из истории советского театра известно, что уход Ефремова в 1970 году из «Современника» во МХАТ и увод за собой многих ведущих актеров и по сию пору некоторыми его тогдашними соратниками воспринимается болезненно. (Справедливое предложение о присвоении «Современнику» имени Ефремова, прозвучавшее в день его смерти два года назад, театр предпочел пропустить мимо ушей.) А из новейшей истории театральных нравов известно, что «Современник» считает себя от всех отдельным, несправедливо обиженным и живет, как в осаде, признавая только собственные праздники. Слава богу, что в конце концов достало такта «разрулить» ситуацию и не устраивать оба вечера в один и тот же день, тем самым вынуждая желающих помянуть Ефремова театральных деятелей делать выбор между двумя адресами, что означало бы уже окончательно поссорить всех со всеми.

Фонд имени Ефремова, возглавляемый его дочерью Анастасией, сегодня устраивает пресс-конференцию. на которой объявит о собственной, ни от МХАТа, ни от «Современника» не зависимой поминальной программы. Наверняка отметят юбилей и в Международной конфедерации театральных союзов, одним из создателей которой был Ефремов. Странно, что в стороне остался Молодежный театр, бывший Центральный детский: ведь именно на его сцене Ефремов играл свои первые роли, сделавшие его знаменитым. Можно было бы и там провести какой-нибудь вечер.

Сам по себе весь этот дележ памяти мало чего стоит. Ясно другое: память об Олеге Ефремове, причастность к его имени и судьбе были и остаются в театральной среде огромным моральным капиталом, которого, как оказывается, до сих пор хватает буквально на всех, фактически на все столичное театральное сообщество. В последние годы жизни больной и фактически недееспособный, он продолжал оставаться неформальным лидером русского театра. Так уж сложилась судьба этого человека, так харизматична, от природы обаятельна и вне зависимости от предлагаемых обстоятельств значительна была его личность, что ошибки и неудачи Олега Ефремова навсегда останутся в тени его достоинств. Уход из «Современника» никогда не затмит создания этого театра. Возрождение Художественного театра в 70-е годы не будет идти ни в какое сравнение с угасанием театра в 90-е.

Кажется, он и сегодня вызывает ту специфическую зависть, которой обычно завидуют титанам ушедшей прекрасной эпохи, одной из черт которой является наличие высшего авторитета. Время, в котором жил Ефремов, было далеко не прекрасным. Но любой из тех, кто по статусу вроде бы мог сегодня занять место Олега Ефремова, в глубине души точно знает, что никогда уже не займет его. Никому из них не удастся так гармонично — без конъюнктуры и ложного пафоса — соединять в себе черты крупного художника и совестливого гражданина. Никто не сможет чувствовать себя полноправным вожаком, вести за собой других и увлекать идеей, при этом не выдавая за идею просто умелое распределение материальных благ. Никому не удастся, пережив крушение идеи, остаться в истории не блаженным неудачником, а настоящим сильным романтиком. Ни у кого больше не получится, сосредоточив в своих руках такую большую власть и такое высокое положение, каким было ефремовское, не превратиться в очередного олигарха. Никому не удастся, потеряв физическую силу, не стать ненужным. Никому не удастся, призывая людей театра всегда оставаться людьми, не казаться смешным. И очевидно, что для всех нынешний юбилей — еще не последний повод ощутить посмертное превосходство Ефремова.