Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Но умный человек не может быть не плутом

Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
Такую реплику в начале века минувшего выдал грибоедовский Репетилов, чем основательно шокировал еще не остывшую от «просветительства» Москву. Ум же, как известно, был тогда мерилом всех мерил, в том числе и синонимом добропорядочного поведения. Но проходит всего лишь несколько десятилетий, и «свежие мозги», с легкой руки Островского, бойко пошли с торгов, оптом и в розницу. Молодой человек Егор Дмитрич Глумов подал блестящий пример «разумной» коммерции, последователи которой и по сей день процветают.

Олегу Табакову комедия «На всякого мудреца довольно простоты» показалась весьма животрепещущей, и даже в мировом масштабе. Не случайно он уже опробовал ее в Германии, и с американскими студийцами. Теперь же вернулся в родные пенаты и создал очередную версию на сцене собственной «Табакерки».

Кстати, припомнив всех виденных прежде «Мудрецов» (а им несть числа), нельзя не порадоваться тому, что известные герои наконец-то изрядно помолодели. А это, между прочим, не только эстетически привлекательно, но и возвращает комедии ее изначальный смысл. Ведь одно дело, когда пуститься во все тяжкие решает умудренный и разочарованный жизнью человек, другое — если с этого стартуют. Тут, быть может, меньше смеха, зато перспективы — ох, какие. Прямо скажем, страшноватенькие. 

Хотя, кажется, Табаков их не убоялся, чего и нам, зрителям, пожелал. Более того, все эти циничные «торговые операции» воспринимаются им вполне спокойно и даже обыденно. Они здесь почти доведены до автоматизма. Молодые же актеры азартно «представляют», забавляясь игрой и не слишком-то вникая в психологические подтексты, которых здесь как бы и нет вовсе. Сарказм же сведен к легкой иронии, что замечательно демонстрирует забавная аранжировка Б. Смирновым 40-й симфонии Моцарта, задающая «атмосферный» настрой — то томный вальс, то жгучее танго.

Впрочем, в одном из недавних интервью Табаков назвал себя не режиссером, а как раз «руководителем игры», что предполагает не столько жесткую постановочную концепцию, сколько предоставление актерам безграничной свободы. Так оно и вышло, хотя прекрасно видно, что над актерским рисунком изрядно потрудился мастер-педагог. Как виден и ощутимый налет «студенческой» недисциплинированности. Искомая цельность порой дробилась на множество мелких частностей, не всегда складывающихся в общую картину. Так, например, С. Безруков в главной роли был азартен и темпераментен, но сыграл, кажется, массу разных персонажей — от Молчалина до Чацкого, не всегда сводимых к общему знаменателю. Бросался на колени перед томимой страстью Клеопатрой Львовной — М. Зудиной, лебезил перед дядюшкой-златоустом — М. Хомяковым, восторженно внимал громогласно декламирующему Крутицкому — Е. Киндинову, был почти на равных с «демократом» Городулиным, стильно-акварельно сыгранным В. Егоровым.

Вокруг же гулял, интриговал и забавлялся пестрый мир Островского. Суетилась маменька — Н. Кочетова, весело ханжила «московская барынька» Турусина — О. Блок-Миримская, нетерпеливо топала ножкой засидевшаяся в невестах Машенька — Е. Захарова, эстрадно «цыганила» Манефа — Л. Ашрафова, ворожила гадалка (блестящая миниатюра Н. Журавлевой). В общем, жизнь шла своим чередом. Такой и осталась, тихо и мирно, лишь с небольшим «скандальчиком» вобрав в себя и Глумова. Мораль? Проста, как известная присказка Карлссона: «пустяки, дело житейское»…
Пресса
Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023
Лирический герой, Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.12.2018
В МХТ имени Чехова раздали золотые «Чайки», Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2017
«Массовка не считается», Анастасия Орлова, Театрал, 27.10.2017
Бронза, серебро и золото за верное служение театру, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.10.2017
Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Актёр Евгений Киндинов в Дрезденском русском центре, Виталий Колесник, Русский мир, 29.10.2015
Классик в джинсах, Андрей Васянин, Российская газета, 28.09.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Евгений Киндинов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 8.02.2015
Евгений Киндинов: Не надо преувеличивать свое «я», Михаил Петров, Православие и мир, 10.12.2014
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
«Романс» длиною в 40 лет, Наталья Черных, Московский комсомолец в Питере, 24.10.2012
«В театре — совсем другой Киндинов», Елена Добрякова, Невское время, 24.10.2012
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
Торговля умом на бойком месте, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.1998
Назад к Островскому, Елена Владимирова, Первое сентября, 1997
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили