Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Дмитрий Дюжев: «Сделай так, чтобы люди тебя ждали».

Катерина Антонова, Театрал, 10.2006
Пьеса «Примадонны» К. Людвига, которого москвичи знают по аншлаговому спектаклю Театра им. А. С. Пушкина «Одолжите тенора» в постановке Е. Писарева, — это история о двух актерах, которые переодеваются женщинами с тем, чтобы получить большое наследство. Кроме того, естественно, в «комедии с переодеваниями» есть любовная история. Осталось дождаться премьеры и посмотреть на дебют на сцене Художественного театра Дмитрия Дюжева — актера, известного всей стране по сериалу «Бригада».


 — Мой приход в Художественный театр произошел случайно, хотя с детства туда стремился. Женя Писарев, режиссер спектакля «Примадонны», в котором я дебютирую в МХТ, предложил сделать эту пьесу, и я согласился. Там наши персонажи должны играть женщин настолько правдоподобно, чтобы никто не сомневался, что они женщины, а не мужчины. То есть — они могут быть не теми женщинами, за которых себя выдают, но что они женщины — в этом никто из героев пьесы не должен сомневаться.

- То есть это будет вариация на тему «Тетки Чарлея»?

 — Да. Женя — очень талантливый режиссер с большим опытом, и когда он мне предложил вместе работать, я был очень рад. А уж когда Табаков предложил прийти в труппу, я с огромным удовольствием согласился, хотя три года до этого жил сам по себе.

- А это было комфортное состояние для столь занятого артиста, как вы?

 — Нет.

- Почему?

 — Со мной многие не согласны, кто плотно работает в кино, потому что, когда ты в театре, уже не можешь сорваться и в один момент поехать на съемки. Но мне очень хотелось, чтобы у меня было свое место, свой театральный дом. Наверное, будут некие сложности, связанные с тем, что надо согласовывать с репертуарной конторой каждый свой шаг. Но, думаю, все хорошо будет.

- А вы хотите в этом театре работать долго?

 — Во-первых, я шел в МХТ, конечно, но прежде всего к Олегу Павловичу Табакову, к конкретному художественному руководителю, с ним я о чем-то договорился, с ним мне удобно работать. Он и сам говорит: «Через какое-то время я уйду, кто придет после меня — неизвестно, как он будет вести театр — неизвестно, так что придется снова решать». А ведь уже понятно, что важно — с кем делать, а не что делать. Поэтому я не могу давать зарок, что я здесь проработаю 30 лет. С другой стороны, МХТ — это история. Поэтому в идеале мне бы хотелось работать здесь лет через 30, хотя я не знаю, сколько мне суждено прожить. Но хотелось бы иметь причастие к истории, к ее сохранению и соучаствовать как-то в ее продолжении. 

- Связано ли ваше решение прийти в труппу МХТ с тем, что сейчас популярность ваша очень велика и это дает вам возможность не «светиться» в кино постоянно?

 — Именно. У меня сейчас полгода уже не было съемок, и пока я не вижу хороших предложений. И я понял для себя, что сейчас самое время продолжать работать артистом, потому что театр — это то место, где артист может расти.

- А вы нормально относитесь к тому, что уровень популярности и вашей актерской востребованности могут быть совершенно разными в разное время?

 — Да, я к этому готов, как и к тому, что после «Бригады», например, посыпались валом предложения играть персонажей, похожих на Космоса. Но мне, к счастью, везет на разный материал. Вот «Остров», например, последний фильм, в котором я снялся. Мне просто повезло играть в этой монастырской истории. Это и погружение, и другой мир, и абсолютно другие люди, иные отношения. Там разные вопросы были: снимать историю монастыря и в нем — людей или снимать историю людей на фоне монастыря? Очень интересная работа была. Насколько они могут быть эмоциональными, эти люди, находясь все время в молитве, в таком труде…

- Кстати, вы очень легко идете на публичные разговоры о вере. Вас это не смущает, да?

 — Нет. И ничего странного я в этом не вижу. Вот если бы мне было стыдно про это говорить, это было бы странно. Если бы я перед людьми стеснялся говорить о Боге, то грош мне цена как христианину. Наоборот, я, может быть, кому-то правильную мысль подскажу, что необязательно быть человеком закрытым и отшельником, а можно находить удовольствие в жизни, не закрываться от нее и в тоже время быть христианином. Для меня самое важное, что если хоть один человек, зная меня как артиста, прочитает полезную для себя мысль и что-то произойдет в этом человеке, это будет самой лучшей для меня наградой. Наверное, так: когда мало с этим знаком, тогда все время боишься что-то сделать не так, а когда, как я, с детства с этим живешь, с верой, то уже нет страха какой-то догмат нарушить, хотя, конечно же, я грешу и каюсь потом. Хочется жить и быть настоящим и не играть никакой роли придуманного героя, хотя я и очень дорожу Космосом из «Бригады», потому что это реальная история реальных людей, у которых сила духа была огромная. Но я же понимаю, что как когда-то вышли «Три мушкетера», потом «Гардемарины», потом — «Бригада», так потом еще что-то выйдет, и новые герои появятся, а я буду на роли Боярского, например, или Смирницкого — через какое-то время. И это нормально. На самом деле я не имею права быть недовольным жизнью и, когда с утра я встаю с плохим настроением, ругаю себя. Потому что как можно быть недовольным, когда небо подарило тебе еще один день и новые возможности? Как можно в плохом настроении ехать на работу? Или ты не рад своей работе? Не о ней ли ты мечтал? Так перестань ныть и сделай так, чтобы люди тебя ждали и были рады тебе!